branding imagebranding image
РБК АВТО
Рынок Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

Автопрому грозит грандиозный кризис. При чем тут Трамп

Эксперты предупредили о серьезных рисках из-за автомобильных пошлин Трампа
Мировой автопромышленности грозит новый кризис. Причина — целая россыпь новых пошлин от президента США. Разбираемся, что произошло и чем все это грозит
Президент США Дональд Трамп
Президент США Дональд Трамп (Фото: Daniel Torok / Keystone Press Agency / Global Look Press)

Дональд Трамп собирается обложить пошлинами все автомобили, которые поставляются в США. Точные тарифы пока не известны, он пообещал внести конкретику в апреле. Ожидается, что к началу весны администрация президента должна завершить подсчеты.

«Вероятно, я скажу вам это 2 апреля, но это будет где-то в районе 25%», — подчеркнул президент США.

Громкое заявление вызвало горячие дебаты в западной прессе и экспертном сообществе. Разбираемся, чем могут обернуться для мирового автопрома решения Трампа.

Сильнее всего пострадают Hyundai и Volkswagen

Bloomberg пишет, что новые пошлины на автомобили будут иметь масштабные последствия для отрасли. По данным агентства, в минувшем году в США было ввезено 8 млн легковых автомобилей и грузовиков. это около половины продаж машин в Америке.

Отмечается, что сильнее всего от введения пошлин пострадают европейские автопроизводители, включая Volkswagen AG, и азиатские компании, среди которых окажется Hyundai Motor Co.

Фото: Anton Gvozdikov / Shutterstock / FOTODOM Новости 19 февраля Трамп пригрозил пошлинами на импорт всех машин. Реакция Японии
Nissan Armada Новости 4 февраля Какая японская автокомпания станет главной жертвой пошлин Трампа

«Европейские автопроизводители могут столкнуться с трудностями в сохранении доли на рынке США. Дело в том, что большинству из них будет сложно переложить издержки от пошлин на потребителей или покрыть их самостоятельно, учитывая и без того низкую маржу», — поясняет аналитик компании Morningstar Релла Саскин.

Также под ударом могут оказаться японские автопроизводители, для которых рынок США является ключевым. По расчетам Bloomberg, новый тариф в размере 25% будет эквивалентен трети прогнозируемой прибыли Toyota на 2025 финансовый год и почти половине прибыли Honda.

Сильнее всего пострадают европейские и азиатские автопроизводители, среди которых окажутся такие компании, как Volkswagen, Toyota, Honda, Hyundai и Kia
Сильнее всего пострадают европейские и азиатские автопроизводители, среди которых окажутся такие компании, как Volkswagen, Toyota, Honda, Hyundai и Kia (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

«Приготовьтесь к шоку» — что будет с ценами на авто

Отраслевой аналитик Cars.com Дэвид Грин в интервью CNN заявил, что новые пошлины прежде всего приведут к сильному росту цен, ведь даже при желании иностранные компании не смогут оперативно организовать производство на территории США.

«Если администрация введет 25-процентную пошлину на весь импорт автомобилей, покупателям следует приготовиться к некоторому шоку от цен в автосалонах», — предупредил Грин. Он добавил, что из-за новых пошлин поставки в США могут замедлиться или вообще прекратятся. Это грозит ростом цен и на автомобили, которые выпускают непосредственно внутри страны.

«В такой ситуации все больше покупателей начнут обращать внимание на вторичный рынок. Однако со временем стоимость автомобилей начнет расти и там», — пессимистичен эксперт.

«Тарифная стратегия Трампа создаст хаос»

Сам Трамп о причинах введения новых пошлин говорить не стал. Впрочем, ранее он неоднократно обвинял другие страны во введении различных тарифов на импорт американских автомобилей. Такие пошлины он считает «несправедливыми».

Как написал в своей колонке на сайте The Conversation доцент кафедры экономики в UCL (University College London) Лукас Рэйчел, сейчас становится тяжело уследить за всеми пошлинами, которые собирается вводить Трамп. Например, среди них — 25-процентный сбор на товары из Канады и Мексики, а также дополнительный 10-процентный — на поставки из Китая. По мнению эксперта, причина введения пошлин заключается в желании президента США защитить местных производителей от иностранной конкуренции. Однако пострадать могут все.

Предлагаемые меры могут снизить производство автомобилей на 30%
Предлагаемые меры могут снизить производство автомобилей на 30% (Фото: Igor Grochev / Shutterstock / FOTODOM)

«Тарифная стратегия Трампа создаст хаос. Это может принести как новые возможности для местных компаний, так и проблемы», — пояснил Рэйчел. И напомнил, что многие автомобили и комплектующие для США выпускают в Канаде и Мексике (GM, Stellantis, Ford). Введение пошлин грозит реорганизацией производства и дополнительными издержками для всех сторон.

ВCBS News со ссылкой на исследование S&P Global Mobility утверждает, что дополнительные издержки в связи с новыми пошлинами будут переложены на конечного потребителя. По расчетам журналистов, средняя цена на автомобиль, импортируемый из Мексики или Канады, сейчас составляет $25 тыс. (около 2,2 млн руб.). После введения новых тарифов стоимость вырастет на $6250 (более 500 тыс. руб.).

«Автомобильная промышленность находится на критическом этапе. Предлагаемые пошлины могут не только взвинтить цены на автомобили, но и снизить производство на 30%», — заявил вице-президент по прогнозированию S&P Global Mobility Майкл Робинет.

Дыра в американской промышленности

Новые пошлины вызывают серьезные опасения и у самих автопроизводителей. «Новый тариф для Мексики и Канады пробьет дыру в американской промышленности, какой мы никогда не видели», — заявил генеральный директор Ford Джим Фарли на конференции в Нью-Йорке.

Новые пошлины вызывают серьезные опасения и у самих американских автопроизводителей
Новые пошлины вызывают серьезные опасения и у самих американских автопроизводителей (Фото: Steve Fecht / General Motors / Getty Images)

Чуть менее радикально высказался финансовый директор General Motors Пол Джейкобсон. Он предположил, что компания может попытаться приспособиться к тарифам, однако лишь в краткосрочной перспективе.

«Если они станут постоянными, то придется подумать о множестве вещей, например, где размещать новые производства, перемещать ли старые и многое другое», — сказал он. Джейкобсон отметил, что это очень сложные и дорогостоящие процессы и в заключение посетовал на «неопределенность политики».

Еще больше интересного об автопроме — в телеграм-канале Autonews