branding imagebranding image
РБК АВТО
Платные дороги Михаил Овсянников
Подписаться на Telegram-канал

Все о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

С каждым годом в России увеличивается количество платных автомобильных дорог. Что необходимо знать выезжающим на них водителям?
Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре
Вантовый мост через Петровский фарватер на Западном скоростном диаметре (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

то это

  1. Платные дороги
  2. Стоимость проезда
  3. Оплата
  4. Штрафы
  5. Случайный заезд
  6. Чрезвычайная ситуация

Что такое и зачем нужны платные дороги

Платные дороги — это автомобильные трассы или участки, за проезд по которым взимается плата. Платные дороги строятся в основном с целью разгрузить уже существующие трассы, реконструкция которых невозможна или обходится слишком дорого. С точки зрения пользователей, платные дороги отличаются:

  1. Улучшенным качеством дорожного полотна.
  2. Повышенным уровнем безопасности, что обеспечивается созданием барьеров, разделяющих встречные потоки транспорта.
  3. Наличием освещения.
  4. Более высокой разрешенной скоростью (на ряде участков до 130 км/ч), что обеспечивается, как правило, прокладкой маршрута трассы в обход населенных пунктов, отсутствием пересечений с другими трассами на одном уровне и бессветофорной системой организации движения.
  5. Наличием развитой придорожной инфраструктуры (АЗС, бесплатная служба эвакуации, площадки для отдыха, кафе, туалеты).

В Российской Федерации законодательной основой для строительства платных дорог стал президентский указ от 08.12.1992 г. № 1557 «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Пункт 1 дополнившего его указа от 27.06.1998 г. № 728 установил норму, согласно которой «проезд по автомобильной дороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автомобильным дорогам». Это положение было закреплено в ст. 37 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации». Исключение из этого правила установил федеральный закон от 02.08.2019 № 289-ФЗ, разрешивший строительство безальтернативных платных дорог вне границ населенных пунктов в районах Крайнего Севера. При этом проезд по таким дорогам для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств остается бесплатным.

Платные дороги отличаются улучшенным качеством дорожного полотна
Платные дороги отличаются улучшенным качеством дорожного полотна (Фото: gkavtodor / VK)

В зависимости от того, власти какого уровня принимают решение о строительстве платной трассы, она может иметь статус:

  • федеральной;
  • региональной;
  • муниципальной;
  • районной.

Обслуживанием платных дорог занимаются компании-операторы. Крупнейшей среди них является ГК «Автодор». Дороги, находящиеся в ее доверительном управлении, объединяют 18 регионов России, а протяженность платных участков составляет 3094 км (всего в стране имеется примерно 1,5 млн км дорог общего пользования). В 2024 году трафик по таким участкам вырос на треть, до 379 млн проездов. Это новый рекорд: в 2023 году прирост составил 17%, а в 2022 году — 13,3%. Чаще всего водители выбирают магистрали М-12 «Восток» и М-4 «Дон».

Платные дороги России

В современной России первой платной дорогой в апреле 1999 года стал 20-километровый участок трассы М-4 «Дон» в обход села Хлевное в Липецкой области (444–464-й км). В 2002 году плату отменили. В настоящее время в РФ имеется 19 платных дорог и элементов дорожной сети.

  • М-1 «Беларусь» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Белоруссией. Протяженность трассы 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33-го по 66-й км). Разрешенная скорость на нем — до 110 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) независимо от дня недели и способа оплаты действует тариф 170 руб.

Протяженность трассы М-1 «Беларусь» — 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33-го по 66-й км)
Протяженность трассы М-1 «Беларусь» — 456 км, из них 33 км приходится на платный участок (с 33-го по 66-й км) (Фото: gkavtodor / VK)

  • М-3 «Украина» — федеральная трасса от Москвы до государственной границы с Украиной. Протяженность трассы 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч. На участке г. Малоярославец — д. Тимохино (124–150-й км) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) с понедельника по четверг независимо от способа оплаты действует тариф 100 руб. С пятницы по воскресенье — 120 руб. На участке д. Тимохино — п. Бабынино (150–194-й км) соответственно 150 и 200 руб.

Протяженность трассы М-3 «Украина» — 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч
Протяженность трассы М-3 «Украина» — 510 км, из них 70 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них до 110 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)

  • М-4 «Дон» — федеральная трасса от Москвы до Новороссийска. Протяженность трассы 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21-го по 1319-й км). Разрешенная скорость на них — до 110 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) с понедельника по четверг при любом способе оплаты в зависимости от участка действует тариф от 120 до 500 руб. С пятницы по воскресенье — от 140 до 550 руб. Сквозной проезд по всем платным участкам обойдется соответственно в 4250 и 5110 руб. Подробнее о трассе М-4 «Дон» читайте по ссылке.

Протяженность трассы М-4 «Дон» — 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21-го по 1319-й км)
Протяженность трассы М-4 «Дон» — 1542 км, из них 1105 км приходится на платные участки (с 21-го по 1319-й км) (Фото: ГК «Автодор»)

  • М-11 «Нева» — федеральная трасса от Москвы до Санкт-Петербургской КАД. Протяженность трассы —  669 км, из которых 666,1 км приходится на платные участки. Разрешенная скорость на них — до 130 км/ч. Здесь определены две основные тарифные зоны, разбитые на несколько участков. В первой (с 15-го по 58-й км) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) в зависимости от дня недели, времени суток и участка при любом способе оплаты диапазон стоимости проезда составляет 100–1400 руб. Во второй (с 58-го по 684-й км) — 50–3450 руб. Подробнее о трассе М-11 «Нева» читайте по ссылке.

Разрешенная скорость на платных участках трассы М-11 «Нева» достигает 130 км/ч
Разрешенная скорость на платных участках трассы М-11 «Нева» достигает 130 км/ч (Фото: ГК «Автодор»)

  • М-12 «Восток» — федеральная трасса от Москвы до Тюмени. На всей протяженности (810 км) трасса, являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная. В настоящее время движение по трассе открыто до села Шали в Республике Татарстан. Завершить строительство М-12 «Восток» планируется в 2025 году. Разрешенная скорость — до 110 км/ч. В зависимости от пройденного километража при любом способе оплаты для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда составляет 139–4998 руб. Подробнее о трассе М-12 «Восток» читайте по ссылке.

На всей протяженности 810 км трасса М-12 «Восток», являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная
На всей протяженности 810 км трасса М-12 «Восток», являющаяся частью международного транспортного маршрута Западная Европа — Западный Китай, платная (Фото: ГК «Автодор»)

  • А-113 ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога). Трасса проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД. Протяженность — 336 км, из которых на платной основе эксплуатируются 260 км. Разрешенная скорость на этих участках до 110 км/ч. В зависимости от пройденного километража при любом способе оплаты для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда составляет 34–1795 руб. Подробнее о трассе А-113 ЦКАД читайте по ссылке.

Трасса А-113 ЦКАД проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД. Протяженность — 336 км, из которых на платной основе эксплуатируются 260 км
Трасса А-113 ЦКАД проходит по территории Подмосковья в 50 км от МКАД. Протяженность — 336 км, из которых на платной основе эксплуатируются 260 км (Фото: ГК «Автодор»)

  • МСД (Московский скоростной диаметр) — это дорога протяженностью 68 км, которая проходит с севера на юг столицы от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым» и имеет выход на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток». Разрешенная скорость на МСД — до 90 км/ч. Для транспортного средства любого типа (за исключением грузовиков) с номерами регионов РФ, кроме столичного, а также иностранными установлен единый тариф — 950 руб. При движении по маршруту ЦКАД — МСД — ЦКАД количество транзитных проездов по МСД в течение суток не меняет размер оплаты. С 15 февраля 2025 года проезд по МСД стал платным и для машин, зарегистрированных в Москве и Московской области (пока кроме такси), но только по будням и в наиболее загруженные периоды с 7:00 до 11:00 и с 16:00 до 20:00. Стоимость проезда для этой категории автовладельцев составляет 45 руб. при проезде полностью всей магистрали. В ином случае оплачивается количество пройденных участков (всего девять) из расчета 5 руб./участок. При этом тарифы могут пересматриваться, если загрузка МСД будет достигать 6-7 баллов, по данным сервиса «Яндекс Пробки». Подробнее об МСД читайте по ссылке.

МСД (Московский скоростной диаметр) — это дорога протяженностью 68 км, которая проходит с севера на юг столицы от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым» и имеет выход на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток»
МСД (Московский скоростной диаметр) — это дорога протяженностью 68 км, которая проходит с севера на юг столицы от магистрали М-11 «Нева» на Санкт-Петербург до М-2 «Крым» и имеет выход на строящуюся высокоскоростную трассу М-12 «Восток» (Фото: Градостроительный комплекс Москвы)

  • Мытищинская хорда (дорога Виноградово — Болтино — Тарасовка) — это скоростная платная автомобильная трасса протяженностью 16,1 км, которая проходит на удалении 4–9 км от МКАД и соединяет Ярославское шоссе с Пироговским, Осташковским и Афанасовским. Разрешенная скорость на Мытищинской хорде — до 110 км/ч. В зависимости от количества пройденных участков (всего пять) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда составляет 25–238 руб. Для пикапов и минивэнов — 38–355 руб. Подробнее о Мытищинской хорде читайте по ссылке.

Карта-схема Мытищинской хорды
Карта-схема Мытищинской хорды (Фото: Пресс-служба Губернатора Московской области)

Северный дублер Кутузовского проспекта (СДКП), или проспект Багратиона, — это вылетная магистраль, которая проходит от Третьего транспортного кольца и делового центра «Москва-Сити» до транспортной развязки на пересечении МКАД с Молодогвардейской улицей. Протяженность трассы вместе со съездами — порядка 22 км. Разрешенная скорость — до 90 км/ч. Для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда в зависимости от способа оплаты составляет 450–650 руб. Для пикапов — 675–975 руб.

Запуск движения по проспекту Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта)
Запуск движения по проспекту Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта) (Фото: Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы)

  • Северный обход Одинцово (СОО) — дорога протяженностью 18,5 км, соединяющая МКАД в районе развязки с ул. Молодогвардейской с трассой М-1 «Беларусь». СОО разбит на четыре тарифные зоны. В зависимости от времени суток, способа оплаты и направления движения (в Москву / из Москвы) для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) диапазон стоимости проезда по одному участку составляет 25–350 руб. Для пикапов — 38–550 руб.
  • ЗСД (Западный скоростной диаметр) — это первая внутригородская платная скоростная магистраль в Санкт-Петербурге, которая связывает Большой морской порт и основные транспортные комплексы Северной столицы с Кольцевой автомобильной дорогой (КАД) и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России, что превращает трассу в часть международного транспортного коридора «Север — Юг». Протяженность трассы — 46,6 км. Разрешенная скорость — до 110 км/ч. ЗСД разбита на шесть тарифных зон. В зависимости от количества пройденных участков для легковых автомобилей без прицепа и внедорожников диапазон стоимости проезда по базовому тарифу составляет 250–1500 руб. Подробнее о ЗСД читайте по ссылке.

Общее количество полос движения по Западному скоростному диаметру — 4-8. Качество дорожного покрытия очень высокое
Общее количество полос движения по Западному скоростному диаметру — 4-8. Качество дорожного покрытия очень высокое (Фото: Роман Пименов / ТАСС)

  • Восточный выезд г. Уфы — дорога протяженностью 13,9 км, соединяющая проспект Салавата Юлаева и трассу М-5 «Урал». Разрешенная скорость — до 120 км/ч (в тоннеле 80 км/ч). В зависимости от способа оплаты стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) составляет 130 или 150 руб.
  • Обход г. Тольятти — дорога протяженностью 99,7 км от с. Троицкое до с. Зеленовка. Разрешенная скорость — до 110 км/ч. Трасса разбита на три тарифные зоны. В зависимости от количества пройденных участков диапазон стоимости проезда для легковых автомобилей и внедорожников (в том числе с прицепом высотой до 2 м) составляет 120–570 руб.
  • Дорога протяженностью 23,2 км от д. Старый Изборск (Псковская область) до границы с Эстонской Республикой. Стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников — 150 руб.
  • Дорога протяженностью 62,3 км от г. Остров (Псковская область) до границы с Латвийской Республикой. Стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников — 300 руб.
  • Участок дороги протяженностью 82,1 км от г. Опочка (Псковская область) до границы с Белоруссией. Стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников — 220 руб.
  • Участок дороги протяженностью 58,7 км от с. Ольша (Смоленская область) до г. Невель (Псковская область). Стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников — 200 руб.
  • Мостовые переходы через реку Кама и реку Буй на автомобильной дороге Ижевск — Сарапул — Камбарка — граница Республики Башкортостан в Удмуртской Республике. Общая протяженность платных участков — 15 км. Разрешенная скорость — до 90 км/ч. С 1 февраля 2025 года стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников составит: 380 руб. (мост через р. Кама), 270 руб. (мост через р. Буй), 650 руб. (через оба моста).
  • Рязанский путепровод соединяет два крупных микрорайона областного центра — Соколовку и Дашково-Песочню. В зависимости от способа оплаты стоимость проезда для легковых автомобилей и внедорожников составляет 25/35 руб.

Сколько стоит проезд по платным дорогам

При использовании платных дорог можно сэкономить разными способами. Например, ехать ночью, поскольку ночные тарифы в ряде случаев существенно ниже дневных
При использовании платных дорог можно сэкономить разными способами. Например, ехать ночью, поскольку ночные тарифы в ряде случаев существенно ниже дневных (Фото: ГК «Автодор»)

Согласно ч. 5 и 6 ст. 40 федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 26.12.2024) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», методика расчета платы за проезд по платным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, а также максимальный размер такой платы утверждаются соответственно:

  • правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом субъекта РФ;
  • органом местного самоуправления.

Пункт 8 этой же статьи обязывает операторов платных дорог не превышать установленный максимальный размер платы за проезд.

Размер платы за проезд может различаться в зависимости от:

  1. Категорий транспортных средств.
  2. Времени суток.
  3. Месяца или дня недели.
  4. Направления движения.
  5. Способа внесения платы.

Согласно ч. 1 ст. 41 того же федерального закона от платы за проезд по платным дорогам освобождаются:

  1. Транспорт общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении).
  2. Специальные транспортные средства с соответствующими устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.
  3. Транспортные средства организаций федеральной почтовой связи.
  4. Школьные автобусы и автобусы, осуществляющие организованную перевозку группы детей.
  5. Иные категории пользователей в случае заключения соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве при условии, что такой участок дороги находится в частной собственности.

Собственник платной дороги вправе предоставлять право льготного проезда и иным категориям транспортных средств (ч. 2 ст. 41). Так, в Псковской области от платы за проезд освобождаются, в частности, транспортные средства, зарегистрированные на территории Псковской области, а также транспортные средства граждан, проживающих на территории Псковской области.

Расчет стоимости проезда облегчается при использовании калькуляторов, имеющихся на сайтах основных операторов:

При использовании платных дорог можно сэкономить несколькими способами.

  1. Ехать ночью, поскольку ночные тарифы в ряде случаев существенно ниже дневных.
  2. Объезжать самые дорогие участки платных дорог, используя бесплатную альтернативу.
  3. Использовать транспондер оператора данной дороги. Это позволяет получить скидку напрямую или при выборе программы лояльности.
  4. Приобрести абонемент в случае частых поездок.
  5. Стать участником программы лояльности, что позволит накапливать скидки.

Подробнее о всех этих способах читайте по ссылке.

Как оплатить проезд по платным дорогам

Оплата проезда по платным дорогам возможна несколькими способами.

Транспондер

Транспондер имеет смысл купить или арендовать при регулярном пользовании платными дорогами
Транспондер имеет смысл купить или арендовать при регулярном пользовании платными дорогами (Фото: ГК «Автодор»)

Это электронное устройство для автоматической оплаты позволяет проезжать по выделенным полосам пункты взимания платы (ПВП) без остановки. Транспондер имеет смысл купить или арендовать при регулярном пользовании платными дорогами. Более широким функционалом (подключение абонементов и программ лояльности) обладают персонифицированные устройства, которые можно приобрести на сайте оператора дороги или в центре обслуживания клиентов. Однако следует помнить, что получить скидку за использование такого транспондера можно, как правило, только на дорогах «своего» оператора. После покупки транспондера необходимо завести счет-кошелек и периодически пополнять его для оплаты проезда.

Подробнее о пользовании транспондерами читайте по ссылке.

Наличные или банковская карта

На большинстве платных дорог возможна оплата за проезд наличными или банковской картой на ПВП, в том числе без участия кассира-оператора, с использованием аппаратов приема платежей. К числу таких трасс относятся:

  • М-1 «Беларусь»;
  • М-3 «Украина»;
  • М-4 «Дон»;
  • М-11 «Нева»;
  • СОО;
  • Восточный выезд г. Уфы;
  • обход г. Тольятти;
  • ЗСД;
  • платные дороги в Псковской области;
  • мостовые переходы через реки Кама и Буй в Удмуртской Республике;
  • Рязанский путепровод.

На большинстве платных дорог возможна оплата за проезд наличными или банковской картой на ПВП, в том числе без участия кассира-оператора с использованием аппаратов приема платежей
На большинстве платных дорог возможна оплата за проезд наличными или банковской картой на ПВП, в том числе без участия кассира-оператора с использованием аппаратов приема платежей (Фото: Autonews)

Мобильное приложение или сайт оператора

На ряде платных дорог действует система «Свободный поток». В этом случае транспорт проезжает без снижения скорости под дорожными рамками, на которых размещены различные камеры и датчики. Счет за проезд формируется автоматически по фактически пройденному расстоянию на основе классификации автомобиля и распознанных номерных знаков. Оплата спишется с транспондера или можно оплатить поездку через мобильное приложение оператора, личный кабинет на сайте оператора, а также в различных сервисах. К числу платных трасс, на которых используется система «Свободный поток», относятся:

  • МСД;
  • ЦКАД;
  • М-12 «Восток»;
  • мостовые переходы через реки Кама и Буй в Удмуртской Республике. Здесь после заключения соответствующего договора с оператором водители для оплаты проезда без остановки на ПВП могут использовать радиочастотные RFID-метки, закрепленные на лобовом стекле транспортного средства;
  • на май 2025 года запланировано завершение модернизации системы оплаты проезда по Рязанскому путепроводу, которая предусматривает возможность использования RFID-меток.

Что делать, если не оплатить проезд по платной дороге

Какой бы ни была причина, по которой проезд по платной дороге остался неоплаченным, ч. 1 ст. 12.21.4 КоАП РФ предусматривает для водителей легковых автомобилей, а также мототранспортных средств штраф в размере 1500 руб. Для водителя грузовика или автобуса сумма увеличивается до 5000 руб. (ч. 2 ст. 12.21.4 КоАП РФ). Однако примечание 1 к этой же статье КоАП содержит положение, позволяющее избежать уплаты штрафа. Для этого необходимо оплатить проезд в течение 20 дней с момента вынесения постановления об административном правонарушении. Если не уложиться в этот срок, придется оплачивать и проезд, и штраф.

Какой бы ни была причина, по которой проезд по платной дороге остался неоплаченным, КоАП РФ предусматривает для водителей штраф в размере 1500 руб.
Какой бы ни была причина, по которой проезд по платной дороге остался неоплаченным, КоАП РФ предусматривает для водителей штраф в размере 1500 руб. (Фото: ГК «Автодор»)

Но как грамотно поступить, если вдруг выяснится, что, например, транспондер не работает, а других способов оплатить проезд по платной дороге нет?

На дороге с ПВП

  • Обратиться к кассиру на ПВП. Тот вызовет сотрудников компании-оператора для составления протокола и оформления квитанции.
  • Полученную квитанцию оплатить в течение пяти дней. В противном случае информацию о неоплаченном проезде передадут в Ространснадзор, который выпишет штраф по ст. 12.21.4 КоАП РФ. Кроме того, некоторые компании-операторы могут запретить не оплатившему проезд водителю пользоваться данной платной дорогой.

На дороге с безбарьерной системой

  • Оплатить автоматически выписанный счет на сайте оператора в течение пяти дней.

Что делать, если случайно заехали на платную дорогу

О приближении к платной дороге водителей предупреждают дорожные знаки, например знак 5.1 «Автомагистраль» в сочетании с информационной табличкой 8.8 «Платные услуги». Если же по ошибке или невнимательности вы оказались перед въездом на платный участок:

  • не сдавайте назад с включенной «аварийкой». В случае нахождения на автомагистрали это чревато штрафом 2500 руб. в соответствии с ч. 3 ст. 12.11 КоАП РФ;
  • не останавливайтесь, чтобы не получить штраф 2000 руб., предусмотренный ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ;
  • при возможности припаркуйте автомобиль в «кармане» рядом с ПВП, а в случае отсутствия «кармана» — двигайтесь по полосе к ПВП, где принимают наличные;
  • оплатите проезд по одному участку, а затем на ближайшей развязке покиньте платный участок.

Что делать в чрезвычайной ситуации на платной дороге

В случае ДТП или другой нештатной ситуации на платной дороге водитель, помимо оповещения оперативных служб и своей страховой компании, может сообщить о произошедшем работающим на трассе аварийным комиссарам, которые используют «технички» с оранжевыми мигалками. Номер (у каждой компании-оператора он свой) таких служб указывается на информационных табличках, расставленных по всему маршруту. Аварийные комиссары при необходимости вызовут ГИБДД, скорую помощь, пожарных, эвакуируют автомобиль с трассы или дозаправят его из имеющихся запасов, что позволит добраться до ближайшей АЗС.

Читайте также: