branding imagebranding image
РБК АВТО
Ремонт автомобилей Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Что такое термостат и как его проверить в домашних условиях

Все про термостат: что такое, как проверить, диагностика своими руками дома
Важнейшую деталь системы охлаждения легко снять и проверить дома. Autonews.ru объясняет алгоритм диагностики термостата
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое термостат
  2. Назначение
  3. Принцип работы
  4. Признаки неисправности
  5. Проверка без снятия
  6. Проверка термостата кипячением

Что такое термостат

Термостат — это деталь, распределяющая потоки охлаждающей жидкости. В зависимости от температуры термостат направляет ее по малому кругу на прогреве и по большому (через радиатор) при достижении рабочей температуры. Термостат является ключевым звеном в процессе поддержания температурного режима двигателя.

Где находится термостат

Классическое расположение — на блоке цилиндров. Обычно там есть отливка в рубашке охлаждения (это система протоков для антифриза), на которой закреплен корпус термостата. А в корпус вставляется непосредственно сам термостат — небольшая дискообразная деталь размером чуть меньше ладони.

Для чего нужен термостат

Как отметили выше, основная задача — поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости (далее ОЖ) на любых режимах. Для двигателя это очень важно, так как и перегрев и недогрев снижают не только характеристики, но и ресурс.

Фото: Goncharov_Artem / Shutterstock / FOTODOM Статьи 29 июня 2024 При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция
Фото: Shutterstock Двигатели 5 февраля 2024 Какая рабочая температура двигателя считается нормой

Как работает термостат

В классическом исполнении устройство представляет собой наполненную искусственным воском — церезином — капсулу. Непосредственно в церезин помещен металлический подпружиненный шток, жестко соединенный с двумя тарельчатыми клапанами.

На холодную

В базовом положении (двигатель холодный) термостат закрыт. Это значит, что под действием возвратной пружины шток перекрывает одним из своих клапанов проток на радиатор. Таким образом, при работе помпы ОЖ циркулирует только по малому кругу. Малый круг охлаждения — это движение антифриза только внутри рубашки двигателя, без прохода через радиатор. Такой маршрут значительно сокращает время выхода на рабочую температуру.

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)

На горячую

В процессе нагрева ОЖ церезин в капсуле также нагревается. Расширяясь, он начинает постепенно выталкивать шток с клапанами наружу. А те, в свою очередь, постепенно перекрывают проток малого круга, и открывают проток большого. Большой круг — это маршрут движения ОЖ через радиатор. В радиаторе жидкость остывает, частично отдавая тепло в атмосферу.

Термостаты рассчитаны на работу и в переходных режимах. Когда протоки малого и большого круга частично открыты одновременно. В среднем это происходит при температуре между 82 и 92 градусами. Соответственно, при охлаждении до 81 градуса термостат закроется полностью, а при превышении 92 будет полностью открыт. Впрочем, это лишь общая теория: разные двигатели рассчитаны на разные пороги срабатывания термостата. Обычно температура открытия выбита на корпусе и обязательно указана в характеристиках.

В современных автомобилях все чаще применяется электронный термостат. Как следует из названия, его работа контролируется блоком управления, что повышает точность и быстродействие. Также на некоторых моторах установлено несколько термостатов в разных частях контура охлаждения. В реалиях современных горячих двигателей это необходимо и позволяет работать фактически на грани закипания антифриза.

Признаки неисправности термостата

Если не брать сложные дорогие системы с электронным управлением, обычный термостат не имеет обратной связи: о неисправности можно понять только по косвенным признакам. Очевидно, что, прежде всего таковыми будут перегрев или недогрев двигателя. Вот типичные симптомы:

  • мотор долго не выходит (или не выходит вообще) на рабочую температуру. Это можно видеть по стрелке на приборной панели; 
  • обратная ситуация: случаются регулярные перегревы даже в прохладную погоду; 
  • при заклинивании термостата в открытом положении (большой круг) салонная печка будет дуть холодным или чуть теплым.

Один из признаков неисправности термостата  — мотор долго не выходит (или не выходит вообще) на рабочую температуру. Это можно видеть по стрелке на приборной панели
Один из признаков неисправности термостата — мотор долго не выходит (или не выходит вообще) на рабочую температуру. Это можно видеть по стрелке на приборной панели (Фото: Alexandru Nika / Shutterstock / FOTODOM)

Как проверить термостат, не снимая с машины

По сути метод один: щупая патрубки на радиатор. Логика следующая.

  • Заводим двигатель, открываем капот и выжидаем пару-тройку минут. Если к этому моменту верхний патрубок радиатора начинает ощутимо теплеть, а стрелка еще далека от середины — термостат срабатывает слишком рано. Либо вообще завис в открытом положении.
  • Обратная ситуация: мотор работает более 10-15 минут, а верхний патрубок на радиатор холодный. Это значит, что термостат заклинило в закрытом положении. При этом (в зависимости от времени года) стрелка уже будет на середине или даже перешагнет порог нормы.

Как проверить термостат в домашних условиях

Способ предполагает извлечение детали из корпуса. Процедура обычно не сложная, но требующая слива антифриза. Если нет уверенности в своих силах — лучше поехать на сервис. Тем не менее, при наличии времени все можно сделать самому. Общая схема следующая.

  • Подготовить точный термометр для воды.
  • Слить антифриз. Об этом мы говорили в отдельной статье.
  • Открутить патрубки на термостат и извлечь его из корпуса. Если нет понимания, где он находится и что крутить, нужно обратиться к руководству или форумам.
  • Опустить термостат в кастрюлю с водой и поставить ее на плиту. Контролировать нагрев воды термометром.

Исправный термостат должен начать открываться на температуре, указанной на его корпусе. Это можно наблюдать визуально. А к моменту закипания воды открытие должно быть полным. При этом стоит учитывать, что современные термостаты могут полностью открываться и при температуре выше 100 градусов. Поэтому в идеале кипятить лучше в антифризе. Термометр также должен уметь показывать значение выше 100.

Исправный термостат должен начать открываться на температуре, указанной на его корпусе. Это можно наблюдать визуально. А к моменту закипания воды открытие должно быть полным
Исправный термостат должен начать открываться на температуре, указанной на его корпусе. Это можно наблюдать визуально. А к моменту закипания воды открытие должно быть полным (Фото: valetB3 / Drive2)

В характеристиках указан ход выдвижения штока при максимальном открытии. Замерив это значение, а также температуру начала выдвижения, можно судить об исправности детали. Наконец, стоит помнить, что быстродействие термостата довольно высокое. Поэтому замеры нужно проводить очень быстро или прямо в жидкости. Уже по прошествии 5-7 секунд после извлечения из кипятка шток начнет задвигаться.

Читайте также: