branding imagebranding image
РБК АВТО
Интервью Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

«Обмана стало в разы больше». AvtoRevizorro — о секретах серого импорта

Эксперт Чернов рассказал о новом мошенничестве при заказе авто из-за границы
Чего стоит опасаться при покупке «параллельного» автомобиля, остались ли хорошие машины в Германии и почему продавцы обратили внимание на рынок США? Autonews.ru побеседовал с автоэкспертом и блогером Кириллом Черновым
Фото: Fahroni / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Fahroni / Shutterstock / FOTODOM

На фоне роста ставки утилизационного сбора и введения целого ряда ограничений профессиональные продавцы «параллельных» автомобилей были вынуждены серьезно изменить свой бизнес. Например, большинство из них перешли на работу исключительно по предзаказу с полной предоплатой.

Однако возникает резонный вопрос о гарантиях и безопасности такой сделки. Autonews.ru побеседовал на эту и другие, не менее острые темы, связанные с параллельными импортом, с экспертом по подбору автомобилей с пробегом и автором YouTube-канала AvtoRevizorro Кириллом Черновым.

Кирилл Чернов
Кирилл Чернов (Фото: AvtoRevizorro / YouTube)

 — Кирилл, из-за повышения ставок утилизационного сбора большинство профессиональных продавцов перешли на схему работы исключительно по предзаказу. На этом фоне нет ли опасения роста рисков активизации мошенников?

 — К сожалению, случаев обмана в этой сфере стало в разы больше. Вообще, масштабы этого бедствия сейчас соизмеримы с телефонным мошенничеством. Скажу так: если мы откроем три самых популярных сайта в России по продаже машин, то количество фейковых объявлений там будет больше, чем было продано автомобилей в стране за весь прошлый год. И тут нет вообще никакого преувеличения.

Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press Новости 13 ноября 2024 Эксперты рассказали, какие машины нельзя покупать у дилеров
Фото: Семен Лиходеев / ТАСС Статьи 12 ноября 2024 Дилеры продают машины, которые нельзя поставить на учет. Как это возможно

 — А как вообще работает эта мошенническая схема?

 — Смотрите, речь тут идет фактически о «торговле картинками». Злоумышленники просто-напросто крадут фотографии автомобиля с зарубежных площадок — американские, немецкие, корейские, чьи угодно. Как правило, оттуда же берутся и параметры машины. После чего автомобиль со всеми этими данным «завешивается» уже на отечественных площадках.

 — Нет никакой возможности отсеять такие объявления?

 — Да, на наших сайтах присутствует модерация, но злоумышленники уже научились ее обходить. Кроме того, для них не составляет никакого труда подобрать реальный VIN для этой модели. Не стоит доверять и тому, что в объявлении указаны юридические данные «фирмы». Зачастую они банально украдены у крупных дилеров, ведь все это есть в общем доступе. В документах меняются только реквизиты, куда переводить деньги.

 — Что происходит дальше?

 — Следующая цель элементарна — взять с клиента 100-процентную предоплату и просто исчезнуть с ней. Причем с новыми правилами утильсбора привезти честный автомобиль из заграницы можно только так, и это явно работает в пользу мошенников.

Фото: Rawpixel / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Rawpixel / Shutterstock / FOTODOM

 — Сам клиент может вычислить злоумышленников?

 — Как раз самое неприятное, что сейчас очень тяжело отличить обман в таких объявлениях даже специалисту. Раньше злоумышленники нередко выставляли на такие машины-призраки очень низкую цену, чтобы завлечь жертву. Однако сейчас, чтобы не возникало подозрений, в объявлении может быть указана относительно реалистичная стоимость автомобиля.

 — На какие еще ухищрения идут злоумышленники?

 — Тут надо понимать, что они фактически научились строить настоящую «виртуальную вселенную». Например, у них есть реальные отзывы, которые они научились добывать в Сети. Также они не брезгуют воровать у популярных блогеров их сториз и рилсы с автомобилями из соцсетей и выдавать их за своих.

Дальше еще больше — задания в интернете. Абсолютно реальный случай: за небольшую сумму они могут попросить водителя автовоза заснять видео с перевозимыми машинами. Разумеется, он даже не догадывается, что с ним связались злоумышленники. После этого видео выкладываются в профиле мошенников с комментариями, что их свежие автомобили уже скоро прибудут к клиентам.

— Получается, способов защиты от них вообще нет?

 — Еще раз повторюсь, на данный момент вероятность нарваться на мошенников при заказе автомобиля близка к 100%. Поэтому даже если у вас на секунду возникли мельчайшие подозрения — не связывайтесь. Просто отказывайтесь от этой идеи и идите в официальный салон покупать «китайца». Так хотя бы вы не потеряете деньги. Все остальные способы — на свой страх и риск.

 — Приведете примеры, как быть, если не очень хочется идти за «китайцем»?

 — Во-первых, это поиск по картинке. Однако в последнее время он работает не лучшим способом, поэтому каких-то серьезных гарантий тут быть не может. Далее, если этот автомобиль планируется везти из-за границы, постарайтесь найти эту площадку и узнать реальную стоимость машины. Если она окажется ниже цены, за которую вам хотят продать эту машину здесь, то сомнений в попытке мошенничества нет. Также не забудьте прибавить к цене утильсбор: чтобы его вычислить, воспользуетесь таможенным калькулятором.

 — Хорошо, с нашими мошенниками разобрались. А как с этим обстоят дела за границей? Есть ли шанс купить машину со скрученным пробегом или после ДТП, о котором продавец решил умолчать?

 — Да, к сожалению, это стало актуальным и у них. Причем раньше таких случаев было в разы меньше. Факторов, влияющих на это, тут несколько. Например, многие продавцы понимают, что машина уедет в Россию и в дальнейшим претензии им уже вряд ли кто-то предъявит.

Фото: Alexander Fedosov / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Alexander Fedosov / Shutterstock / FOTODOM

В Европе случаев обмана меньше, но они есть. Например, вполне реально нарваться на «тоталенный » автомобиль. Повстречать «смотанную» машину сложнее, но и тут есть свои нюансы. Очень распространены так называемые ненамотанные автомобили. Речь идет об использовании стоп-пробега. Чтобы снизить лизинговые платежи, люди покупают маленькое электронное устройство и вставляют его в штатные разъемы машины. После этого пробег просто перестает наматываться. Чаще всего такой метод применяется на дорогих автомобилях, и таких случаев очень много.

Также хватает на зарубежных рынках прокатных, арендных, подменных и тестовых машин. Разумеется, об этом вам прямо никто не скажет, единственный вариант тут — всегда внимательно смотреть в документы.

 — Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, можно ли как-то проверить автомобиль за рубежом?

 — К сожалению, это практически нереально. В Европе и Корее загнать машину в сервис и полностью ее «перетрясти», как у нас, крайне сложно. Даже просто подключиться и прочитать параметры в электронных блоках разрешают далеко не все. Единственный вариант — задействовать профессионального специалиста, который понимает, какие могут быть подвохи и где их надо искать.

 — А откуда сейчас выгоднее всего привезти автомобиль?

— Речь тут скорее идет не о том, откуда выгоднее, а откуда вообще реально это сделать. На данный момент это прежде всего Корея и Германия. Причем второй вариант для конечного пользователя будет предпочтительней. Машины оттуда идут с русским языком, а также в них будет работать навигация и телематика. То же самое и с водительскими ассистентами, которыми нашпигованы современные автомобили.

Что касается Азии и США, то у них, к примеру, другие дорожные знаки и разметка, а также иная ширина полосы трассы. Поэтому у них настройки электронных систем будут серьезно отличаться. Еще один момент — соответствие техрегламенту. К примеру, у автомобилей из США зачастую придется менять оптику, чтобы машина могла эксплуатироваться у нас.

 — Получается, рынок США не сильно перспективен для нас?

— Нет, это не совсем так. Последнее время появляется смысл везти автомобили из Америки, если мы не говорим об их аукционах «битья». Все дело в отсутствии выбора. На основных для нас рынках Кореи и Германии количество предложений очень ограниченное. Типичная ситуация — хочется BMW X3, X5 или X7. Открываем нужную вкладку, и приходится выбирать между машинами с побитой задней, передней или боковой частями. К сожалению, таковы сегодняшние реалии.

Фото: Thx4Stock team / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Thx4Stock team / Shutterstock / FOTODOM

 — С какими еще сложностями вы сталкиваетесь при покупке машины за рубежом?

 — Конечно, это оплата. Самое сложное в нашем деле — просто купить там автомобиль. Впрочем, эта проблема стоит перед любыми импортерами, не только машин. Скажем так, значительная часть цены автомобиля — это фактически комиссия за переводы.

 — Подорожала ли за минувший год логистика доставки автомобилей в Россию?

 — С логистикой на самом деле все научились оптимизироваться в кратчайшие сроки. Если один маршрут закрывается, тут же прорабатывается новый. Так что в этом вопросе все пока терпимо. Что касается стоимости, то она пока не увеличивается и даже иногда снижается в диапазоне €100–200. Это в любом случае приятная тенденция.

 — А как обстоят дела с ценами на сами машины на зарубежных площадках?

 — Они выросли, и достаточно сильно. Причины следует искать, наверное, в мировой экономической ситуации. В Германии подорожали просто все автомобили без исключения. Так что про условный Volkswagen Passat за €5 тыс. можно забыть. Ничего дешевле €10 тыс. вы сейчас там не возьмете.

Однако не стоит забывать и о спекулятивном элементе. Например, если взять Корею, то там емкость рынка небольшая, примерно такая же, как у нас. В результате, когда туда в довесок к местным пришли и российские покупатели, продавцы банально задрали цены, потому что машин у них просто столько нет.

 — Укрепление курса рубля повлияет на эту ситуацию?

 — Вот это как раз очень хорошая тенденция. Скажу больше, цены для нашего финального потребителя уже упали на этом фоне. Смотрите, если берем автомобиль из Германии, то 100% его стоимость в евро. Доставка, покупка, таможня — все считается в этой валюте. В результате, как только курс упал, машины из этой страны стали дешевле.

 — О каких цифрах сейчас можно говорить?

 — Если говорить в цифрах, то снижение цен на автомобили из Германии уже составило около 10%. Например, тот же BMW X5 стал дешевле на 1 млн руб. В свою очередь, «трешки» потеряли в цене примерно полмиллиона рублей. Согласитесь, очень приятная скидка выходит. Это действительно тот случай, когда можно воспользоваться моментом.

Фото: woodsnorthphoto / Shutterstock / FOTODOM
Фото: woodsnorthphoto / Shutterstock / FOTODOM

 — На этом фоне чего ждать от «параллельного» рынка дальше?

— Прогнозировать тут все достаточно сложно. Будет хороший курс евро, хотя бы те же 95 руб., — продажи наверняка вырастут. Приведу пример: вторая половина прошлого года, евро ушел за 100 руб., и автомобили стали очень дорогими. Это тот случай, когда смотришь на цену машины и понимаешь, что лучше за эти деньги пойти взять квартиру, а то и две. Разумеется, продажи сразу упали, автомобильную тему буквально «выключили». Однако, как только евро упал, сразу же клиенты активизировались, пошли заказы и обращения к нам.

 — Как вообще происходит процесс покупки автомобиля по предзаказу?

— Как я уже говорил, сейчас есть большой дефицит предложений. То есть машин в богатых комплектациях и абсолютно без дефектов практически нет. Поэтому, когда к нам приходит человек и говорит: хочу такой-то такой трехлетний автомобиль с минимальным пробегом и без окрасов, мы вынуждены ответить, что таких машин сейчас просто нет ни в Европе, ни в Корее. Варианты? Либо ждать, когда приемлемый вариант «выскочит» на рынке, или выбирать из того, что есть.

Дальше мы смотрим с клиентом варианты, которые сейчас есть, и выбираем для него оптимальный вариант по деньгам, комплектации и пробегу. Фактически подбора как такового сейчас уже нет: работаем с тем, что есть на рынке. Это реальность наших дней.

 — От Sportage до BMW X5. Мы выяснили новые цены на «параллельные» машины

 — Не дождались отмены санкций. 8 новых «американцев», прибывших в Россию

 — Новый Lexus за 18 млн руб. появился в продаже. Первое знакомство c GX