На фоне роста ставки утилизационного сбора и введения целого ряда ограничений профессиональные продавцы «параллельных» автомобилей были вынуждены серьезно изменить свой бизнес. Например, большинство из них перешли на работу исключительно по предзаказу с полной предоплатой.
Однако возникает резонный вопрос о гарантиях и безопасности такой сделки. Autonews.ru побеседовал на эту и другие, не менее острые темы, связанные с параллельными импортом, с экспертом по подбору автомобилей с пробегом и автором YouTube-канала AvtoRevizorro Кириллом Черновым.

— Кирилл, из-за повышения ставок утилизационного сбора большинство профессиональных продавцов перешли на схему работы исключительно по предзаказу. На этом фоне нет ли опасения роста рисков активизации мошенников?
— К сожалению, случаев обмана в этой сфере стало в разы больше. Вообще, масштабы этого бедствия сейчас соизмеримы с телефонным мошенничеством. Скажу так: если мы откроем три самых популярных сайта в России по продаже машин, то количество фейковых объявлений там будет больше, чем было продано автомобилей в стране за весь прошлый год. И тут нет вообще никакого преувеличения.
— А как вообще работает эта мошенническая схема?
— Смотрите, речь тут идет фактически о «торговле картинками». Злоумышленники просто-напросто крадут фотографии автомобиля с зарубежных площадок — американские, немецкие, корейские, чьи угодно. Как правило, оттуда же берутся и параметры машины. После чего автомобиль со всеми этими данным «завешивается» уже на отечественных площадках.
— Нет никакой возможности отсеять такие объявления?
— Да, на наших сайтах присутствует модерация, но злоумышленники уже научились ее обходить. Кроме того, для них не составляет никакого труда подобрать реальный VIN для этой модели. Не стоит доверять и тому, что в объявлении указаны юридические данные «фирмы». Зачастую они банально украдены у крупных дилеров, ведь все это есть в общем доступе. В документах меняются только реквизиты, куда переводить деньги.
— Что происходит дальше?
— Следующая цель элементарна — взять с клиента 100-процентную предоплату и просто исчезнуть с ней. Причем с новыми правилами утильсбора привезти честный автомобиль из заграницы можно только так, и это явно работает в пользу мошенников.

— Сам клиент может вычислить злоумышленников?
— Как раз самое неприятное, что сейчас очень тяжело отличить обман в таких объявлениях даже специалисту. Раньше злоумышленники нередко выставляли на такие машины-призраки очень низкую цену, чтобы завлечь жертву. Однако сейчас, чтобы не возникало подозрений, в объявлении может быть указана относительно реалистичная стоимость автомобиля.
— На какие еще ухищрения идут злоумышленники?
— Тут надо понимать, что они фактически научились строить настоящую «виртуальную вселенную». Например, у них есть реальные отзывы, которые они научились добывать в Сети. Также они не брезгуют воровать у популярных блогеров их сториз и рилсы с автомобилями из соцсетей и выдавать их за своих.
Дальше еще больше — задания в интернете. Абсолютно реальный случай: за небольшую сумму они могут попросить водителя автовоза заснять видео с перевозимыми машинами. Разумеется, он даже не догадывается, что с ним связались злоумышленники. После этого видео выкладываются в профиле мошенников с комментариями, что их свежие автомобили уже скоро прибудут к клиентам.
— Получается, способов защиты от них вообще нет?
— Еще раз повторюсь, на данный момент вероятность нарваться на мошенников при заказе автомобиля близка к 100%. Поэтому даже если у вас на секунду возникли мельчайшие подозрения — не связывайтесь. Просто отказывайтесь от этой идеи и идите в официальный салон покупать «китайца». Так хотя бы вы не потеряете деньги. Все остальные способы — на свой страх и риск.
— Приведете примеры, как быть, если не очень хочется идти за «китайцем»?
— Во-первых, это поиск по картинке. Однако в последнее время он работает не лучшим способом, поэтому каких-то серьезных гарантий тут быть не может. Далее, если этот автомобиль планируется везти из-за границы, постарайтесь найти эту площадку и узнать реальную стоимость машины. Если она окажется ниже цены, за которую вам хотят продать эту машину здесь, то сомнений в попытке мошенничества нет. Также не забудьте прибавить к цене утильсбор: чтобы его вычислить, воспользуетесь таможенным калькулятором.
— Хорошо, с нашими мошенниками разобрались. А как с этим обстоят дела за границей? Есть ли шанс купить машину со скрученным пробегом или после ДТП, о котором продавец решил умолчать?
— Да, к сожалению, это стало актуальным и у них. Причем раньше таких случаев было в разы меньше. Факторов, влияющих на это, тут несколько. Например, многие продавцы понимают, что машина уедет в Россию и в дальнейшим претензии им уже вряд ли кто-то предъявит.

В Европе случаев обмана меньше, но они есть. Например, вполне реально нарваться на «тоталенный » автомобиль. Повстречать «смотанную» машину сложнее, но и тут есть свои нюансы. Очень распространены так называемые ненамотанные автомобили. Речь идет об использовании стоп-пробега. Чтобы снизить лизинговые платежи, люди покупают маленькое электронное устройство и вставляют его в штатные разъемы машины. После этого пробег просто перестает наматываться. Чаще всего такой метод применяется на дорогих автомобилях, и таких случаев очень много.
Также хватает на зарубежных рынках прокатных, арендных, подменных и тестовых машин. Разумеется, об этом вам прямо никто не скажет, единственный вариант тут — всегда внимательно смотреть в документы.
— Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, можно ли как-то проверить автомобиль за рубежом?
— К сожалению, это практически нереально. В Европе и Корее загнать машину в сервис и полностью ее «перетрясти», как у нас, крайне сложно. Даже просто подключиться и прочитать параметры в электронных блоках разрешают далеко не все. Единственный вариант — задействовать профессионального специалиста, который понимает, какие могут быть подвохи и где их надо искать.
— А откуда сейчас выгоднее всего привезти автомобиль?
— Речь тут скорее идет не о том, откуда выгоднее, а откуда вообще реально это сделать. На данный момент это прежде всего Корея и Германия. Причем второй вариант для конечного пользователя будет предпочтительней. Машины оттуда идут с русским языком, а также в них будет работать навигация и телематика. То же самое и с водительскими ассистентами, которыми нашпигованы современные автомобили.
Что касается Азии и США, то у них, к примеру, другие дорожные знаки и разметка, а также иная ширина полосы трассы. Поэтому у них настройки электронных систем будут серьезно отличаться. Еще один момент — соответствие техрегламенту. К примеру, у автомобилей из США зачастую придется менять оптику, чтобы машина могла эксплуатироваться у нас.
— Получается, рынок США не сильно перспективен для нас?
— Нет, это не совсем так. Последнее время появляется смысл везти автомобили из Америки, если мы не говорим об их аукционах «битья». Все дело в отсутствии выбора. На основных для нас рынках Кореи и Германии количество предложений очень ограниченное. Типичная ситуация — хочется BMW X3, X5 или X7. Открываем нужную вкладку, и приходится выбирать между машинами с побитой задней, передней или боковой частями. К сожалению, таковы сегодняшние реалии.