branding imagebranding image
РБК АВТО
Конспекты
Подписаться на Telegram-канал

Что делать, если прикипело колесо: инструкция

Прикипевшее колесо становится настоящей головной болью при попытке заменить его в случае банального прокола покрышки. Как справиться с этой ситуацией, а еще лучше — свести к минимуму риск ее возникновения?
Фото: Afanasiev Andrii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Afanasiev Andrii / Shutterstock / FOTODOM
  1. Причины
  2. Способы
  3. Профилактика
  4. FAQ

Почему прикипает колесо

Прикипание колеса — это ситуация, при которой колесо невозможно снять с автомобиля из-за того, что вследствие коррозии возникло прочное соединение диска и:

  • ступицы;
  • тормозного барабана;
  • крепежных болтов или гаек.

Коррозия в таких сопряжениях развивается особенно активно под воздействием антигололедных реагентов. Прикипанию диска способствует и слишком сильная затяжка крепежных болтов или гаек.

Коррозия, возникшая под воздействием антигололедных реагентов активно способствует «прикипанию» колеса
Коррозия, возникшая под воздействием антигололедных реагентов активно способствует «прикипанию» колеса (Фото: Mr-XXXX / Drive2)

Как снять колесо, если оно прикипело

Универсального рецепта, как снять прикипевшее колесо не существует. Нередко приходится поочередно или одновременно применять несколько способов, чтобы добиться нужного результата:

  1. Ослабить крепежные болты или гайки диска и, стоя на месте, рулем поворачивать передние колеса из стороны в сторону, если, конечно, прикипели именно они. Это самый простой, но и самый малоэффективный способ, который к тому же может вызвать перегрев усилителя руля.
  2. Вывесить прикипевшее колесо с помощью домкрата и обстучать его ногой по периметру покрышки, предварительно ослабив крепежные болты или гайки. Для страховки под порог со стороны проблемного колеса необходимо подложить запаску. Способ эффективен, если детали не успели схватиться намертво. Использовать этот метод необходимо с осторожностью: слишком сильные удары способны выбить домкрат из-под автомобиля, повредить как сам колесный диск, так и ступичный подшипник.
  3. Вывесить автомобиль на подъемнике, по возможности ослабить крепежные болты или гайки прикипевшего колеса ведущей (ведущих) оси (осей) и, включив двигатель, дать полный газ, а затем резко затормозить в надежде, что силы инерции разорвут «спайку». Использовать домкрат для вывешивания лишь проблемного колеса крайне опасно: сорвавшись с ненадежной опоры, автомобиль не только пострадает сам, но может травмировать людей и повредить находящиеся поблизости объекты. Даже если этого не произойдет, раскручивая только одно колесо ведущей оси, есть шанс повредить дифференциал. Тем более противопоказано пытаться таким способом оторвать прикипевшее колесо неприводной оси в движении, предварительно ослабив крепеж диска.
  4. Смазать контактирующие детали. В случае с прикипевшим колесом эффективность этого способа ограничена из-за затрудненного доступа к местам образования «спайки». Шансы снять колесо увеличиваются, если применять проникающую смазку, например WD-40. Чтобы усилить ее воздействие, предварительно можно промышленным феном или с помощью кипятка нагреть диск для увеличения зазора между ним и ступицей / тормозным барабаном. Затем после нанесения проникающей смазки стоит через несколько минут обстучать колесо по периметру. Этот метод лучше подходит для снятия прикипевших легкосплавных дисков, поскольку под воздействие тепла они расширяются сильнее, чем стальные элементы ступицы. Однако следует помнить, что перегрев чреват снижением прочности металла, повреждением красочного покрытия диска и деградацией свойств смазки в ступичных подшипниках.
  5. Если диск штампованный, расшатать его с помощью перемещаемой по окружности монтировки, вставленной в прорези между спицами. Так можно постепенно отжать диск от ступицы / тормозного барабана.
  6. Использовать винтовые или ударные съемники в сочетании с предварительным нагревом диска, нанесением проникающей смазки и обстукиванием колеса по периметру. Вместо съемника можно использовать обычный ромбовидный домкрат, прикрепленный цепью к колесу и упирающийся в ступицу. Вращая рычаг домкрата, можно создать усилие, которое позволит оторвать прикипевший диск от ступицы / тормозного барабана. Как и большинство приведенных здесь методов, использование съемников требует определенных навыков, чтобы не усугубить ситуацию.

Зачастую, в случае «прикипания» колеса, лучше обратиться на СТО, где у механиков есть все средства и инструменты
Зачастую, в случае «прикипания» колеса, лучше обратиться на СТО, где у механиков есть все средства и инструменты (Фото: Andrewshots / Shutterstock / FOTODOM)

Как не допустить прикипания колеса

Как видим, демонтаж прикипевшего колеса — операция непростая и даже рискованная. Поэтому лучше не допускать возникновения такой ситуации, используя методы профилактики:

  • Равномерно нанести графитовую смазку на контактирующие поверхности. В качестве альтернативы подойдет обычный карандаш для создания антикоррозионного покрытия. Такую операцию желательно проводить при сезонной смене покрышек.
  • Использовать медную смазку. Она обладает большей стойкостью к высоким температурам, чем графитовая. Однако не стоит наносить медную смазку на легкосплавные диски. В этом случае «лекарство» может превратиться в яд, провоцируя возникновения гальванической коррозии. Кроме того, медная смазка при контакте с покрышкой вызывает снижение ее прочности.
  • Регулярно очищать от ржавчины ступицы / тормозные барабаны металлической щеткой или мелкозернистой наждачкой.
  • Использование супинаторов/вставок из термостойкого пластика в качестве элемента, разделяющего диск и ступицу / тормозной барабан.

Нанесение специальных смазок на контактирующие поверхности уменьшает риск «прикипания» колес
Нанесение специальных смазок на контактирующие поверхности уменьшает риск «прикипания» колес (Фото: Slesar1972 / Drive2)

Ответы на частые вопросы

Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при демонтаже прикипевшего колеса?

  • Установить автомобиль на ровной площадке.
  • Затянуть стояночный тормоз.
  • Выключить двигатель.
  • Надеть перчатки.
  • Подготовить необходимые инструменты и проникающую смазку, расположив их таким образом, чтобы они не оказались под автомобилем;.
  • Не применяйте чрезмерную силу при демонтаже, чтобы не повредить колесо и ступицу.

Что можно использовать для снятия прикипевшего диска, который частично отделился от ступицы / тормозного барабана?

Монтировка в этой ситуации не лучший вариант, поскольку она может деформировать соприкасающиеся поверхности, нарушив их оптимальное примыкание друг к другу. Менее травматично для деталей автомобиля использование прочного деревянного клина, который загоняется в образовавшийся зазор тяжелым молотком.

Как снять колесо, которое намертво прикипело к ступице?

  • Лучше всего обратиться на СТО, где у механиков имеются соответствующие инструменты.
  • В условиях гаража на некоторых моделях автомобилей возможно снять ступицу вместе с колесом и затем разделить их с помощью гидравлического пресса.

Читайте также: