О подготовке Минтрансом проекта изменений в ПДД, направленного на снижение числа инцидентов со средствами индивидуальной мобильности (СИМ) ведомство сообщило 11 марта, а следом, 16 марта, выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин, заявивший, что в борьбу с аварийностью с участием электросамокатов включился Следственный комитет (СК). По его словам, в Госдуму уже поступили конкретные предложения, включающие следующие пункты:
- уточнение термина «транспортное средство» с указанием на его предназначение в том числе для индивидуального передвижения по дорогам;
- распространение понятия «водитель» на лицо, использующее электросамокаты и иные СИМ;
- дополнение категорий транспортных средств подкатегорией М1, включающей СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт;
- включение в категории М (мопеды) и А (мотоциклы) СИМ с электродвигателем мощностью от 0,25 до 4 кВт и свыше 4 кВт соответственно;
- предоставление права на управление транспортными средствами подкатегории М1 лицам, достигшим 16-летнего возраста.
Спикер призвал граждан высказываться по данным вопросам и предлагать свои решения проблемы роста числа ДТП с участием СИМ.
По статистике МВД, которую привел Володин, за девять месяцев 2024 года было зафиксировано на 47,2% больше дорожно-транспортных происшествий, чем за аналогичный период 2023 года, — 3897 случаев. При этом 44 участника инцидентов погибли, а 4052 — получили ранения, в том числе 1392 ребенка.
Что предлагают Минтранс и СК
В ответе Минтранса на официальный запрос редакции Autonews.ru пресс-служба министерства пояснила, как именно планируется повышать безопасность СИМ с точки зрения законодательства.
В частности, представители ведомства напомнили, что правила движения СИМ в ПДД вступили в действие еще 1 марта 2023 года. Тогда был введен целый набор ограничений — как по скорости движения, так и по использованию той или иной инфраструктуры в зависимости от возраста пользователя СИМ. Кроме того, законодательно был установлен приоритет пешехода над пользователем СИМ. Однако существующих требований оказалось недостаточно.

В соответствии с предложением Минтранса, основанным на результатах правоприменительной практики, новый проект изменений в ПДД должен включать следующие пункты:
- всех пользователей СИМ приравняют к водителям транспортных средств;
- эти лица будут нести соответствующие обязанности и ответственность;
- будет установлено более четкое и понятное разграничение между СИМ, велосипедом и мопедом;
- будет введен однозначный запрет движения на СИМ более одного человека вне зависимости от конструкции.
Кроме того, в министерстве предлагают дополнительно усилить приоритет пешеходов над СИМ. В частности, в этих целях предлагается:
- ограничить скорость движения СИМ до 10 км/ч при сближении с пешеходами;
- более жестко регулировать движение СИМ в местах возможного внезапного появления пешеходов (арки, углы зданий);
- запретить требовать от пешехода пропустить СИМ, в том числе путем подачи звукового сигнала.
«Средства индивидуальной мобильности плотно входят в повседневную жизнь горожан, в разы ускоряя пешеходное перемещение. Повсеместное распространение СИМ диктует необходимость обеспечения их безопасной интеграции в городскую среду, обеспечения безопасности пользователей СИМ и пешеходов», — считают в министерстве.
Пресс-служба СК на официальный запрос редакции Autonews.ru на момент написания заметки не ответила и не предоставила копию обращения в Думу. Понятно лишь, что его суть сводится к выделению транспортных средств индивидуальной мобильности в подкатегорию М1. Туда должны попасть все СИМ с электродвигателями мощностью до 0,25 кВт. Операторам таких СИМ придется получать права по достижении 16-летнего возраста.
Возможно ли ограничить управление СИМ?
В беседе с Autonews.ru автоюрист Лев Воропаев пояснил, что, при желании властей, реализовать такую задумку можно очень быстро. Чтобы выдворить самокатчиков «младшей» категории с улиц городов, достаточно выпустить постановление правительства об изменении ПДД.
«Нужно внести изменения в ПДД. Все остальное в КоАП уже есть. Процедура несложная: это постановление правительства, даже не федеральный закон. Правительство своим постановлением вносит изменения в свои же постановления. И все. Они вступают в силу либо немедленно, либо через определенное время. И начинает работать новый свод ПДД», — конкретизировал собеседник.