На фоне активизации диалога между Россией и США, направленного в том числе на поиски путей урегулирования конфликта на Украине, курс рубля по отношению к доллару существенно окреп. Если 19 февраля курс американской валюты составлял более 91 руб. за доллар, то 19 марта — 81,5 руб. Рублю уже удалось вырасти более чем на 10%, до максимального значения за последний год.
Потребители заняли выжидательную позицию в надежде на то, что новые машины скоро подешевеют. Поспособствовало оптимизму и серьезное затоваривание дилерских складов. Ранее в беседе с Autonews.ru глава холдинга «Рольф» Светлана Виноградова подтвердила, что скопилось около 800 тыс. нераспроданных новых автомобилей. Это полугодовой запас, от которого нужно срочно избавляться.
Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин также заявил Autonews.ru, что весной дилерам в любом случае придется идти на уступки и заманивать покупателей, чтобы сбыть нераспроданный сток. Первоначальные прогнозы по продажам не оправдались, предложение значительно превысило спрос, а дилеры вынуждены нести убытки из-за растущих трат на содержание закупленных автомобилей.
Вырастет ли выгода?
Впрочем, даже дальнейшее укрепление национальной валюты, по мнению опрошенных Autonews.ru экспертов, вряд ли может привести к значительному снижению цен на новые машины. На то есть ряд причин.
В пресс-службе РОАД пояснили, что сейчас рынок реагирует в большей степени на серьезное падение продаж и снижение покупательской активности, чем на изменение курса: «в феврале — минус 25%, март пока тоже не радует».
На этом фоне, как отмечают в РОАД, производители и дилеры предлагают всевозможные скидки и акционные программы, однако повсеместного падения цен в ассоциации не наблюдают.

Директор департамента новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов заметил некоторое снижение стоимости, но оно преимущественно касается машин, ввезенных в страну по параллельному импорту.
«Если говорить про машины официально представленных в России брендов, то там иная ситуация. Реакция на изменение курса растянута по времени, для серьезного влияния на стоимость необходимо закрепление нового значения в течение хотя бы одного квартала», — конкретизировал специалист.
Согласен с таким мнением и заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.
«Изменение цен под воздействием внешних факторов происходит не быстрее, чем в интервале трех месяцев, если речь идет о машинах, поставляемых по официальным каналам. В «параллельном» бизнесе быстрее — от одного до двух месяцев. Таков срок покупки и доставки автомобилей из Европы и Кореи», — уточнил собеседник.
«Валютный курс на те автомобили, которые продаются сейчас, особого влияния не окажет, потому что они уже завезены в Россию с тем курсом, который был. Поэтому надеяться на то, что курс как-то скажется, в данном случае бессмысленно», — отмечает и президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
«Дилеры на какие-либо изменения цены физически не могут пойти, потому что автомобиль уже завезен с той себестоимостью. Для них снизить курс — значит, попасть на убытки. Поэтому это все лишено экономического смысла. Никто этого делать не будет», — конкретизировал глава НАС.

Упадут ли цены?
По мнению Шапарина, небольшое снижение стоимости автомобилей в перспективе действительно возможно, но это касается лишь машин, ввозимых по параллельному импорту.
Кроме того, такие покупки по-прежнему таят в себе множество подводных камней: «Если заказывать автомобиль из-за рубежа, тогда да, это действительно выгоднее. Но эта дорога настолько сложная и рискованная, что участвовать в процессе неподготовленный человек, конечно, не должен. Люди не должны обращаться в организации, которые зачастую обещают золотые горы, а автомобили в итоге не привозят».
Представитель «Авилона» Ренат Тюктеев прогнозирует сохранение цен на большую часть новых автомобилей и считает, что на данный момент весомых причин для резкого снижения цен нет.
«Повышение ставок утильсбора еще не полностью отыграно в ценах, затраты на финансирование остаются высокими — большинство марок предоставляют факторинг на 60 дней дилерам. Динамика курса валют волатильна, и марки больше смотрят на долгосрочную перспективу по причине инерционности логистического плеча поставок, которое измеряется месяцами, а не неделями. Будут проявляться точечные меры поддержки от некоторых производителей, преимущественно в массовом сегменте, направленные на выравнивание падения темпов продаж», — конкретизировал эксперт.
По словам Виноградовой, до решения проблемы с затовариванием дилерских складов потенциальным покупателям стоит ожидать всевозможных бонусов и скидок: «Тут вариант один: маркетинг и снижение цен на такие автомобили. Других инструментов просто нет».
Эксперт добавила, что в Минпромторге создали рабочую группу, которая занимается проблемами, с которыми столкнулись дилеры.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский также допустил незначительное падение стоимости машин весной, подчеркнув, что на рынок влияют разнонаправленные факторы: с одной стороны — падение курса юаня и доллара, с другой — повышение утильсбора.
«Те автомобили, которые сейчас в продаже, были куплены по высокому курсу юаня. Но глобально тренд на снижение стоимости автомобилей есть», — сказал эксперт.