В России к началу весны снизился спрос на подержанные автомобили. При этом в экспертном сообществе не исключают, что потребители заняли выжидательную позицию, надеясь на понижение стоимости машин на фоне укрепления рубля.
Autonews.ru разобрался, что в действительности происходит на вторичке, стоит ли ждать падения цен и какие факторы, помимо курса валют, на это могут повлиять.
«Рынок стал большим»
На снижение курса доллара и евро вторичный рынок отреагировал спокойно. «Темпы снижения продаж, наблюдавшиеся в феврале, сейчас замедляются», — сказал Autonews.ru заместитель гендиректора АГ «Авилон» по направлению автомобилей с пробегом Роман Титов.
Аналогичного мнения придерживается руководитель отдела по реализации имущества ГК «Альфа-Лизинг» Андрей Павлов. По его словам, несмотря на валютные качели, вторичный рынок легковых автомобилей в России остается статичным.
«В первую очередь вторичка ориентируется на цены новых автомобилей, которые пока стоят на месте», — отметил Павлов.
Эксперт также напомнил, что на ценообразование влияет не только курс валют. Еще один важный фактор — утилизационный сбор, который повысили 1 января.
«В результате скачка цен импорт в Россию новых автомобилей падает — на них почти нет спроса, тем более при нынешней ключевой ставке ЦБ. В результате высоких цен немногочисленные покупатели уходят на вторичный рынок, и это не способствует снижению цен там», — добавил он.

Директор по закупкам департамента автомобилей с пробегом компании «Рольф» Игорь Головань в беседе с Autonews.ru назвал рынок большим и сегментированным. В качестве примера он привел подержанные машины стоимостью до 2 млн руб. По его мнению, в этом сегменте никакой реакции на укрепление курса рубля не последовало.
«Спрос остался на том же уровне, как и цена», — подчеркнул Головань.
Иная ситуация сложилась с относительно свежими машинами с пробегом. Речь идет, в частности, о продукции LiХiang, Voyah, выпущенной аж в 2023 году.
«Конечно, курс на такие модели влияет, потому что цена зависит напрямую от стоимости ввоза автомобиля. И здесь мы видим снижение прайсов, но и некоторое падение спроса», — резюмировал специалист.
Пересмотра цен придется ждать
По мнению экспертов, цены на машины если и упадут, то незначительно, а в ряде случаев даже и повысятся. К примеру, Роман Титов считает, что даже при окончательном укреплении рубля снижения стоимости автомобилей с пробегом не произойдет. Напротив, ожидается небольшое увеличение.
«Это связано с тем, что количество качественных автомобилей с пробегом на рынке сокращается — уже более трех лет он не пополняется в достаточном объеме такими машинами, что ведет к сокращению предложения. С ростом спроса их стоимость будет расти», — объяснил он.
Павлов, наоборот, считает, что пересмотр прайс-листов возможен. Однако это произойдет только в том случае, если курс рубля останется неизменным или продолжит укрепляться. Причем корректировки прайсов еще придется подождать.

«Это возможно не ранее чем через два-три месяца, что обусловлено в том числе складскими остатками, завезенными в страну при других курсах валют», — подчеркнул эксперт.
Он объяснил, что цены на вторичке будут оставаться неизменными до тех пор, пока не начнет снижаться стоимость новых автомобилей. Павлов заметил, что укрепление курса рубля может носить временный характер.
«Рубль может вновь ослабнуть, что, конечно же, учитывается всеми игроками рынка», — отметил он.
«Параллельная» вторичка буксует
Отдельно стоить упомянуть про автомобили, которые привозят в Россию из-за рубежа. Чаще всего речь идет об относительно свежих машинах, которые были выпущены 2–5 лет назад. Чаще всего такие приезжают из Кореи, Германии и США.
По словам Андрея Павлова, после укрепления курса рубля действительно появился временный шанс ввести в Россию эти автомобили дешевле. Впрочем, финальный покупатель эту разницу вряд ли получит в виде снижения цен.
«Продавцы оставят эту маржу себе в виде компенсации за будущие издержки», — объяснил он.
Павлов напомнил, что с 1 мая 2025 года расчет утилизационного сбора будет снова пересмотрен. После этого машины с двигателями объемом более 3 л и возрастом до трех лет, ввозимые через страны ЕАЭС, подорожают примерно на 25–30%.
«Ввозить их станет просто невыгодно, даже если это модель премиального бренда, за которую клиенты готовы переплачивать. Даже несмотря на укрепление рубля, стоимость автомобилей с пробегом значительно не снизится», — заключил эксперт.