О продолжающемся дефиците кадров в сфере автомобильного бизнеса говорят как представители индустрии, так и независимые эксперты. Согласно исследованию «Авито Работа», минувшей зимой наиболее востребованными в автобизнесе стали электрики, спрос на которых вырос на 157%. При этом, по данным «Известий», в целом спрос на работников в автосфере увеличился на 189%, или в 2,9 раза по отношению к аналогичному периоду минувшего года.
Одновременно с ростом дефицита кадров растут и заработные платы в сфере ремонта и обслуживания автомобилей. В среднем по индустрии по состоянию на первую половину марта они достигли 104,1 тыс. руб. в месяц, показав рост на 13%. Autonews.ru выяснил у экспертов и представителей отрасли, может ли нехватка профильных специалистов сказаться на качестве авторемонта и безопасности на российских дорогах.
Кого конкретно не хватает
Трудности с ремонтом и обслуживанием автомобилей в России по-прежнему возможны по широкому ряду направлений. Они вызваны как нехваткой специалистов в автосервисах, так и качеством персонала.
«Наиболее востребованными и дефицитными в сфере ремонта и обслуживания автомобилей являются высококвалифицированные автомеханики, способные работать с современными высокотехнологичными оборудованием и программами, арматурщики, диагносты, а также специалисты по ремонту электромобилей и гибридных автомобилей. В среднем в нашей компании около 8% от плановой численности вакансий не закрыто», — говорит директор по персоналу АГ «Авилон» Анна Курмаева. Эксперт отметила, что в текущем году ситуация на рынке труда существенно не отличается от предыдущего года.
«Кадровый голод — это реальность, мы можем подтвердить наличие дефицита квалифицированных кадров в автосервисах. Эта проблема существует уже несколько лет», — соглашается директор по сервису компании «Рольф» Юлия Трушкова.
В пресс-службе ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» отметили, что технические специальности — автомеханики, диагносты, автомаляры, арматурщики, жестянщики — остаются в дефиците на протяжении ряда последних лет, а вот поиск менеджеров по продажам и выкупу больше не ведется.

Директор Академии РОАД Сергей Кожухов причислил к наиболее дефицитным профессиям в автобизнесе технических специалистов: «Прежде всего это автомеханики, специалисты малярно-кузовного цеха: маляры, жестянщики, арматурщики».
Все опрошенные специалисты подтвердили, что в целом ситуация с дефицитом кадров в сфере ремонта и обслуживания автомобилей остается тяжелой. Она мало изменилась по сравнению с прошлым годом.
Куда пропали сервисмены
Проблема нехватки персонала, по мнению Кожухова, обусловлена рядом ключевых факторов. Первый — отток специалистов в связи с началом специальной военной операции: многие сотрудники официальных станций ушли в серый рынок. Второй — давление маркетплейсов, в которые перетекает наиболее активная и молодая часть персонала. «Маркетплейсы позволяют иметь свободный график, нет необходимости обучаться, сертифицироваться, уровень ответственности несколько другой», — пояснил эксперт. Третьим ключевым моментом, по мнению представителя РОАД, является демографическая яма: «Те, кто сейчас должен приходить к нам в качестве работников, не родились 15–20 лет назад».
Курмаева заявила о высокой конкуренции за сотрудников на рынке труда: «Мы конкурируем не только с автодилерами, но и с компаниями из других отраслей». По словам эксперта, кандидаты с востребованными навыками могут трудоустроиться фактически мгновенно после выхода на открытый рынок, поэтому за них идет серьезная борьба.
К чему ведет борьба за персонал
Собеседники подтвердили, что сейчас работодатели ведут борьбу за кадры, переманивая специалистов у конкурентов и предлагая привлекательные условия труда. Это оказывает серьезное влияние на отрасль в целом и на стоимость предоставляемых услуг. В конечном счете растут расходы автовладельцев.
По словам Курмаевой, ключевых факторов два: «Сложно не только найти хороших специалистов, но и удержать их». Компании вынуждены регулярно пересматривать заработную плату, предлагать системы мотивации. Это приводит в движение других игроков рынка.