branding imagebranding image
РБК АВТО
Эксклюзив Интервью
Подписаться на Telegram-канал

«Мы никогда не уходили». Все о новых схемах работы Honda в России

В России появился новый бренд HND на компонентной базе Honda
Заменит ли новый бренд HND привычную для нас Honda, как осуществляется сервисная поддержка автомобилей, что такое QRX и почему японцы пересмотрели отношение к ведению бизнеса?
Honda CR-V
Honda CR-V (Фото:  Honda)

Как изменился формат взаимодействия Honda с российским рынком, какие новинки уготовлены потребителям и что представляет собой официальная гарантия?

Об этом и не только — в эксклюзивном интервью Autonews.ru с Михаилом Плотниковым, генеральным директором компании «Мотор-Плейс», официального дистрибьютора Honda в России.

«Мы никогда не уходили». Все о новых схемах работы Honda в России

— Что такое «Мотор-Плейс»? Расскажи, пожалуйста, об этой компании, как она связана с японской Honda?

— Это российская компания, которая профессионально занимается дистрибуцией, сервисной поддержкой автомобилей, мотоциклов, квадроциклов, лодочных моторов и различной силовой техники. Корнями уходит к «Хонде», и персонал, который был в российском представительстве «Хонда Мотор Рус», сейчас работает у нас практически в полном составе.

— Еще раз: то есть вы — официальный дистрибьютор Honda в России?

— Совершенно верно.

— А японцы как к этому всему относятся, особенно на фоне всех этих санкционных катаклизмов?

— Нет, ведь мы независимая компания, российская компания. Мы связаны с японцами лишь контактами.

— То есть раньше взаимодействие было напрямую с заводами, а сейчас как? Просто закупаются и поставляются машины с китайского рынка?

— В общем, да. Напрямую с предприятиями мы не работаем, как, впрочем, и все сейчас, кто взаимодействует с брендами, попавшими в список параллельного импорта. Мы и завозим машины по схеме параллельного импорта под конкретно взятое юридическое лицо. Большинство автомобилей мы поставляем из Китая, но есть варианты и из других стран.

— Из Японии?

— Нет, это ОАЭ и Южная Корея. Но наиболее подходящие спецификации под российские условия эксплуатации, климат и требования клиентов — это машины из КНР, где предлагают нормальную себестоимость. Иные страны — это достаточно дорого или же с определенными нюансами (к примеру, в виде отсутствия тех же подогревов в автомобиле). А в Китае у «Хонды» большие производственные мощности и широкая вариативность в плане оснащения. Хотя не всегда даже там нам могут быстро предоставить те машины, которые требуются в России. Условно полный привод, дополнительные обогревы, особенные комплектации. Но мы работаем с широким спектром местных дилеров, поэтому стараемся завозить максимально приемлемые для нашей страны комплектации.

— А в России подобные взаимодействия инициировали в ретейле или это происходит строго руками «Мотор-Плейс»?

— Это совместная работа. Дилеры осуществляют заказ техники и продажу конечному потребителю, а наша компания обеспечивает дистрибуцию и последующую гарантийную поддержку. В целом у нас сейчас 40 дилеров по России. Ты же знаешь, что в России около 900 тыс. автомобилей Honda, все они требуют расходных материалов, плюс отзывные кампании, поэтому заниматься есть чем. Непосредственно реализация машин носит в текущих реалиях больше факультативный характер, но это направление, как ты понимаешь, тоже актуально.

Honda CR-V
Honda CR-V (Фото:  Honda)

— Ты сейчас упомянул про гарантию. А что она собой представляет? Это локальная дилерская гарантия, страховой продукт или эту поддержку оказывает непосредственно дистрибьютор?

— Это гарантия, которая продается вместе с автомобилем. Это три года или 100 тыс. км пробега. Она указана в нашем контракте, а дилер, соответственно, «зеркалит» эти условия клиенту. Это не гарантия от страховой компании. Под эти обязательства мы формируем соответствующий финансовый резерв, а так как нам известно о продукте все, что только можно, мы знаем обо всех потенциальных рисках, просчитываем их. Поэтому нет смысла использовать страховые инструменты. Прежде чем выпускать какой-то автомобиль в продажу, мы оцениваем риски и понимаем, что потенциально может выйти из строя и сколько нам придется потом понести расходов в связи с устранением той или иной неисправности в рамках гарантийных обязательств.

— То есть вся гарантийная поддержка ложится на плечи официального дистрибьютора?

— Да, все верно. За это несет ответственность «Мотор-Плейс».

— Что на сегодняшний день представляет собой модельный ряд Honda в России?

— На самом деле достаточно заглянуть на сайт honda.ru и посмотреть представленную продуктовую линейку. Сейчас она в России даже шире, чем была до начала всем известных событий. Прежде всего кроссоверы CR-V, UR-V, Z-RV, Vezel, минивэн Odyssey, седан Accord. Был и Civic, но сейчас в наличии уже, полагаю, на площадках не осталось. Зато появился весьма любопытный автомобиль — Honda Crider, причем сейчас это самый доступный из автомобилей японского бренда. Цена — до 3 млн руб.

— Машины можно купить прямо «живьем» в автосалоне? Или оформить заказ?

— Да, автомобили в наличии. Запасы на складах, конечно, меняются. Условно, в прошлом году их было порядка 200 штук, сейчас чуть поменьше. Есть из чего выбирать. Особенно в сравнении с тем временем, когда в портфеле была лишь одна модель на рынке.

— А сайт «Хонды» — это все тот же сайт, что и был в России ранее? Просто сейчас он функционирует под флагом «Мотор-Плейс»?

— Да, он самый. Он жив, все работает, и мы следим за его наполнением и актуализацией. Сменился поставщик, но подходы остались неизменными.

Honda Vezel
Honda Vezel (Фото: Honda)

— Кстати, «Хонда» уходила из России неоднократно. Еще до всяких пертурбаций в стране и мире. То передавала все взаимодействия с заводами напрямую дилерам, то вообще замораживала деятельность. Сейчас линейка даже шире, чем раньше. А зачем вообще уходила марка?

— На самом деле глобально «Хонда» никогда не уходила. Я лично работаю с брендом с 2006 года (и не только в России). Да, менялись схемы работы, но даже сейчас полноценно нельзя сказать, что марка ушла. Есть определенные форматы и объемы взаимодействия, меняются обстоятельства, происходят адаптации к нынешним реалиям. Главное, чтобы клиенты были довольны. Безусловно, цены на Honda никогда не являлись самыми доступными, но они в полной мере отвечают целостности продукции.

— Поклонники Toyota с этим не согласятся. Почему, кстати, так дорого?

— Стоит сказать, что российский рынок — это не спокойная гавань, а бушующий океан. Даже год назад вроде бы какая-то стабильность с учетом внешних изменений присутствовала, а сейчас рынок вступил в очередную кризисную фазу своего существования. Поэтому автостроители зачастую просто не успевают реагировать на всевозможные качели. И это не позитивный момент для бизнеса. Рынок развивается сам по себе, ветер дунул — его трясет. А для производителя нужны сроки, планы, объемы, четкое выполнение обязательств. А в России этот процесс является непредсказуемым. Скажу больше: велика вероятность, что многие игроки рынка в этом году столкнутся с убытками. Первые месяцы уже показывают, что ситуация будет сложной. Но мы работаем и продолжаем работать.

— Есть ли какие-то планы продаж по итогам года?

— Говоря о «Хонде», никаких планов нет. Мы везем автомобили по потребности, небольшими объемами, которые не давят на нас с экономической точки зрения. Как я уже сказал, ситуация на рынке непростая, и сейчас мало кто из производителей вообще знает, сколько сможет реализовать своих автомобилей. Планирование возможно только при соблюдении ряда условий, и прежде всего макроэкономических. В противном случае это лотерея.

— А много ли у вас сейчас складских запасов машин 2024 года выпуска?

— Больших объемов у нас нет. Примерно несколько десятков машин. Сегодня те, у кого большие запасы, могут быстро превратиться в банкротов. Многие переоценили спрос. Мы уверены, что избавимся от стока до середины года.

Honda ZR-V
Honda ZR-V (Фото: Honda)

— А что сегодня влияет на падение спроса?

— Многие говорят про утилизационный сбор, ключевую ставку ЦБ, но на самом деле одним из ключевых факторов являются депозиты. Они не стимулируют потребителей к покупке автомобилей. Сегодня есть масса финансовых программ, даже рассрочки. Но люди предпочитают положить деньги в банк и на этом заработать. Плюс играет роль фактор укрепления рубля и слухи о скором возвращении западных брендов. Все ждут в надежде на стабилизацию и лояльность ценообразования, попутно сохраняя свои деньги и зарабатывая на депозитах.

— А можно ли сейчас сконфигурировать по собственному запросу автомобиль Honda и заказать его?

— Да, периодически мы такое делаем, но придется подождать. Тем более что в Китае практически все машины черные или белые. Красную, к примеру, понадобится ждать не меньше полугода.

— Нужно будет полностью оплатить автомобиль?

— Нет, но погасить цену, за которую его продают в КНР. Потому что сегодня курс укрепился на 15%, а завтра может повернуть в обратную сторону.

— А что по поводу русификации? Она есть? И есть ли инструкция по эксплуатации автомобиля? На каком она языке?

— У нас есть переведенный мануал, все наклейки и таблички тоже на русском языке. Есть и специальные адаптеры, позволяющие отображать сервисы с того же смартфона на штатной мультимедиа уже на русском.

— Какая модель «Хонды» сегодня делает основную кассу?

— В первую очередь Honda CR-V. Модель, которая пользуется неизменным спросом уже много лет, причем не только в России, но и в мире. На наш рынок мы везем только полноприводные машины и преимущественно в максимальной комплектации. Еще популярен компактный кроссовер Vezel, построенный на базе Jazz, а следом за ним идет Z-RV, созданный на архитектуре Civic. Наконец, UR-V — это самый большой кроссовер, который сегодня представлен в России: 2 л, полный привод, флагманская модель.

Honda UR-V
Honda UR-V (Фото: Honda)

— Как на текущий момент обстоят дела с запчастями?

— Ты удивишься, но сейчас склады запасных частей у нас больше, чем до всех последних событий. Отдельно есть оперативные склады у дилеров. Хотя, конечно, не без позиций, требующих ожидания.

— О каких компонентах речь?

— Как правило, это электронные блоки.

— А с кузовщиной как?

— С этим особых сложностей нет. Все самые ходовые позиции есть на центральном складе. Если какие-то элементы отсутствуют, то мы заказываем их в Китае. Срок поставки — три-четыре недели. Безусловно, имеет место и ускоренная доставка авиасообщением. Но она дорогостоящая, как правило, мы используем ее в рамках гарантийных обязательств, чтобы успеть в отведенные законодательством сроки ремонта. В целом мы следим за наполнением комплектующих, и раз в неделю коллеги из отдела запчастей предоставляют соответствующие отчеты.

— Какие-то стимулирующие программы действуют применительно к автомобилям Honda?

— Разумеется, кредиты совместно с банками-партнерами. В том числе от 0%, если прям совсем на короткий срок. В среднем ставка составляет 15–16%.

— Какие новинки можно ждать от Honda в 2025 году?

— Запланированы обновления CR-V и других кроссоверов. Но у нас линейка моделей, которые и так относительно недавно пережили обновления.

— А не планируете ли привезти Honda Passport?

— Пока неясно, совпадет ли цена с ожиданием. Машина, безусловно, интересная, но пока этот вопрос еще не изучали. Но и Passport, и тот же Pilot имеют двигатели с большим объемом, а утилизационный сбор, акциз и таможенные пошлины на них очень высокие. Поэтому проще, конечно, работать с тем, с чем мы уже работаем, — не с большими внедорожниками, а городскими кроссоверами. Хотя периодически я вижу подобные предложения от неизвестных рыночных игроков.

Honda Passport
Honda Passport (Фото: Honda)

— А вы как-то боретесь с серым импортом?

— То, что мы сейчас с тобой об этом говорим, уже хорошо. Прежде всего мы дорожим заработанной репутацией и ведем добросовестный бизнес, поддерживаем клиентов, обеспечиваем гарантией. У одиночных привозов такого, естественно, нет. Но при этом у людей возникает соблазн купить что-то подешевле, а подобное возможно только благодаря обходным схемам, которые сейчас существуют. Будем надеяться, что регулятор устранит такие схемы. Ведь они не только подрывают честный бизнес, но и создают риски для самих клиентов, не говоря уже о том, что свое недобирает бюджет страны.

— А можно ли приобрести через вас подержанную «Хонду»?

— Нет, мы специализируемся только на новых автомобилях.

— Как насчет Acura? Не планируется ли в обозримом будущем возобновить продажи машин этого премиального хондовского бренда?

— Нет, пока не рассматриваем такую возможность. Привезти-то, конечно, можно. Только это не про бизнес, так как массового количества запросов, как это было раньше, нет.

— Попутно «Мотор-Плейс» занимается реализацией китайских автомобилей под маркой VGV. Что это за продукт, расскажи, пожалуйста.

— Мы запустили две модели: U70 Pro и U75 Plus. Это среднеразмерные кроссоверы с семиместным салоном, с двумя и тремя рядами кресел. Главное их преимущество — доступный ценовой сегмент. Они без лишней бижутерии, огромных экранов и иллюминации, с классическим демократичным дизайном и традиционным гидромеханическим «автоматом». Моторы — 150 и 199 л.с. Автомобили продаются с сентября 2024 года, а в октябре рынок стал проседать. Получился любопытный эксперимент.

— Сколько уже продали?

— На сегодняшний день клиентам передано свыше 200 машин. Наши склады этими машинами не затоварены. Производство на заводе в Белоруссии — в процессе модернизации, будем разгонять мощности. Мы двигаемся планомерно. И наших китайских коллег все устраивает.

VGV U75 Plus
VGV U75 Plus (Фото: Autonews)

— А почему выпуск налажен именно в Белоруссии? Почему не в России? У нас ведь полно простаивающих площадок.

— На самом деле выбор был сделан китайской стороной. И полагаю, из-за того, что у них уже в Белоруссии есть стратегическое партнерство, включая контрактное производство дизельных двигателей. Пока для грузовой техники, что, впрочем, не мешает выпускать широкую гамму моторов для разных сегментов автомобилей. Я думаю, что выбор продиктован именно этим, но лучше спросить об этом у них.

— Какие-нибудь еще новинки, бренды, проекты запланированы?

— Да, до середины 2025 года мы запустим два новых пикапа под брендом Bolden: S6 и S7. На первоначальном этапе планируется импорт из КНР. Сейчас уже завершается процесс сертификации автомобилей для реализации на российском рынке. S6 — более утилитарный, на рессорах, рассчитанный на коммерческое использование. А S7 уже на пружинной подвеске, более комфортабельный, со всеми возможными опциями, включая беспроводную зарядку, вентиляцию, обогревы, камеры по кругу.

— Сколько будут стоить?

— Посмотрим. Пока не могу сказать.

— Эти модели тоже в последующем будут локализованы в Белоруссии?

— Пока речь об импорте. Производство на текущий момент затрагивает лишь кроссоверы. Мы только начали фактически. Как будет дальше — посмотрим.

— Дизельные моторы? Те же, что выпускают в Белоруссии?

— Нет, это другие двигатели. Они будут импортироваться вместе с машинами. Кстати, меня удивило, как работает мотор, совсем «не по-дизельному». Минимум вибраций и с низким уровнем шума. Ощущения «легковые» оставляет, скажем так.

Sinotruk Bolden S7
Sinotruk Bolden S7 (Фото: Sinotruk)

— Что ж, будем смотреть. А какие еще кейсы у «Мотор-Плейс»?

— В 2023 году мы запустили бренд HND, специализирующийся на силовой технике, генераторах, мотопомпах и тому подобном. Плюс мы добавили газонокосилки, лодочные моторы, снегоуборщики. Все, естественно, с хондовскими компонентами и двигателями. А еще готовим к запуску линейку квадроциклов.

— Тоже под маркой HND?

— Как отдельный сегмент, линейка QRX. Первые новинки мы представим уже в течение двух ближайших месяцев.

— А как обстоят дела с мотоциклами?

— Сейчас у нас 42 модели мотоциклов. Раньше было около 20, а сейчас вдвое больше. Причем есть даже мопеды.

— Чего ждать российскому авторынку в 2025 году? Прогноз, быть может, какой-нибудь?

— В рублях рынок только растет, но все упирается в ряд факторов, влияющих на себестоимость продукции. Я уже обо всех о них рассказал. По-хорошему в России, как мы знаем, можно легко продавать по 3 млн автомобилей в год. Только средняя цена сейчас на уровне 3 млн руб., прайсы выросли в три и более раз. Нужно работать с себестоимостью, потенциал есть. Но перманентные колебания рынка вызывают апатию у инвесторов. Проблем достаточно много. Экономическая ситуация пока не складывается для активной деятельности автостроителей, а посему могу спрогнозировать по итогу года 1,1 млн проданных машин в России.

— То есть рухнем на 30%?

— Именно. До середины года все будут усиленно заниматься распродажей складов, а после того как сток уйдет, начнут вновь повышать цены. Я напомню, что из-за утилизационного сбора себестоимость автомобиля увеличилась минимум на 15%.

— Неутешительно. Предлагаешь бежать за машиной в салон прямо сейчас?

— По крайней мере, сейчас можно найти хорошие предложения, о которых через условный квартал мы будем вспоминать со слезами на глазах.