Понятие «китайский автомобиль», похоже, окончательно перестало ассоциироваться у российских водителей с дешевизной. По приезде в Россию из КНР машины дорожают минимум вдвое. Autonews.ru с помощью экспертов разобрался, почему так происходит, и действительно ли китайские компании завышают цены.
Причина в конкуренции
Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что цены на китайские автомобили действительно сильно раздуты. Причина — полное отсутствие конкуренции.
«Они это делают, потому что просто могут. Покупать все равно будут: какого-либо другого выхода у клиентов сейчас особо нет», — подчеркнул эксперт.
В свою очередь, бывший президет Ассоциации «Российский автомобильные дилеры» Олег Мосеев не стал обвинять китайские компании в завышении цен. Но уточнил, что есть некоторые моменты, из-за которых автопроизводителям можно было бы «подвинуться» в этом вопросе. Речь, в частности, об укреплении курса рубля.
«О каком-то сверхзавышении цен речи не идет. Однако, учитывая укрепившийся рубль, процентов десять, конечно же, можно было бы и убрать, но не больше», — объяснил Мосеев.
Также он заявил, что сравнивать стоимость машин в Китае и России максимально некорректно. По его словам, на финальную цену автомобиля влияет множество факторов. Среди них: затраты на логистику и платежи, а также НДС и утилизационный сбор.

Ценовые войны между брендами
Впрочем, как считают эксперты, умерить ценовые аппетиты китайцев может целый ряд проблем на российском рынке. Речь идет о масштабном затоваривании складов и падении продаж автомобилей. На этом фоне импортеры и дилеры вынуждены снижать цены и вводить дополнительные скидочные программы. В итоге на российском рынке могут развернуться «ценовые войны межу китайскими компаниями».
«Эта история началась еще в конце прошлого года, и практически ежемесячно некоторые корректируют свои прайс-листы в сторону уменьшения. То есть смотрят друг на друга — если конкурент понизил цены, то и другой бренд начинает действовать аналогично», — объяснил Мосеев.
Правда, зачастую делают они это с помощью каких-то скидок, которые со временем можно отменить. Например, после того, как будут полностью распроданы машины прошлого года. Как считает экспертное сообщество, это может произойти уже летом.
Антон Шапарин также сообщил о «существенных» скидках от китайских производителей, которые уже заработали в нашей стране. При этом эксперт заметил, что каких-то финансовых трудностей из-за этого компании точно не испытают.
«При нынешних завышенных ценах для них нет никаких проблем ввести дисконт, причем даже весьма ощутимый», — подчеркнул он.

Цены не снизятся, но компании уйдут
Возможное возвращение в Россию западных компаний, покинувших рынок в 2022 году, никак не скажется на ценообразовании китайских автомобилей. В этом уверены практически все опрошенные нами эксперты и продавцы.
По словам Антона Шапарина, без локализации производства в России бывшим «беглецам» будет нечего противопоставить в вопросе стоимости машин компаниям из КНР. Все это из-за новых ставок утилизационного сбора, которые будут расти до 2030 года. При этом многие покинувшие нашу страну компании даже не имеют права обратного выкупа своих заводов.
Похожего мнения придерживается генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Он считает маловероятным, что потребитель будет готов переплатить за свою любовь к «вернувшемуся бренду» 30%, которые составит разница в утильсборе.
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев отметил, что ждать возвращения «беглецов» придется как минимум несколько лет. Впрочем, даже когда это произойдет, на какие-то ценовые колебания рассчитывать вряд ли стоит.
«Если это произойдет, то цены на машины, к примеру, европейских брендов неприятно удивят всех участников авторынка своими «потолочными» значениями», — пояснил топ-менеджер.

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский уверен, что возвращение зарубежных марок может привести к уходу ряда китайских компаний из России. Однако это лишь усугубит ситуацию на рынке.
«Если начнется этот процесс, то, к сожалению, рынок еще больше уйдет в минус. Потому что китайские бренды начнут закрываться, а новые марки не смогут так быстро освоиться, потому что для этого будут требовать соблюдения стандартов и инвестиций», — резюмировал он.