branding imagebranding image
РБК АВТО
Нетрезвое вождение
Подписаться на Telegram-канал

Статистика показала снижение числа пьяных водителей в России. Так ли это

Статистика показала снижение числа пьяных водителей в России
Адвокаты, практикующие защиту по связанным статьями КоАП и УК, считают, что статистика не отражает реальность и пьющих водителей меньше не становится
Фото: Autonews
Фото: Autonews

Количество пьяных водителей в России, выявленных ГИБДД, в 2024 году снизилось на 81,2 тыс. человек по сравнению с 2023 годом, а отказов от медосвидетельствований стало меньше на 11,6 тыс. случаев. Такие данные содержатся в статистике Госавтоинспекции, с которой ознакомился РБК. При этом статистика Судебного департамента при Верховном суде, которую также изучил РБК, показывает тенденцию снижения уголовных приговоров за управление транспортом в пьяном виде — в среднем на 2–4 тыс. случаев ежегодно. Адвокаты, практикующие защиту по связанным статьями КоАП и УК, считают, что статистика не отражает реальность, и пьющих водителей меньше не становится.

Сегодня, 9 апреля, по условно-досрочному освобождению из колонии в Белгородской области вышел заслуженный артист России Михаил Ефремов. Летом 2020 года в Москве он, будучи за рулем, выехал на «встречку» и врезался в фургон, водитель которого, 57-летний курьер Дмитрий Захаров, погиб. Экспертиза показала, что в крови Ефремова на момент ДТП содержалось 1,05 мг/л алкоголя, что соответствует 2,1 промилле — такой показатель может быть, если выпить примерно бутылку водки. В анализах актера также нашли следы каннабиноидов и кокаина.

Обвинение было квалифицировано как «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека и совершенное в состоянии опьянения» (п. «а» ч. 4 ст. 264 УК). Прокуратура требовала назначить Ефремову 11 лет лишения свободы (максимальное наказание — 12 лет), подчеркивая, что «звание артиста не дает права ездить за рулем пьяным». Сам Ефремов во время судебных заседаний отрицал вину и признал ее только во время выступления с последним словом — то есть в финале разбирательства. Суд принял его признание как «частичное» и назначил 8 лет лишения свободы. Позже, в апелляционном порядке, срок заключения снизили до 7,5 года.

24 марта 2025 года Алексеевский районный суд Белгородской области рассмотрел ходатайство Ефремова об условно-досрочном освобождении. Выступая с речью, актер заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признался, что тоскует по профессии, и пообещал бросить пить. «Главный мой враг — это алкоголь. И я исключаю его из своей жизни», — сказал он. Прошение об УДО было удовлетворено, дата выхода из колонии была назначена на 9 апреля.

Выступая с речью, Михаил Ефремов заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признался, что тоскует по профессии, и пообещал бросить пить
Выступая с речью, Михаил Ефремов заверил суд, что все переосмыслил и осознал, признался, что тоскует по профессии, и пообещал бросить пить (Фото: Belkin Alexey / news.ru / Global Look Press)

Резкий рост «ефремовского» показателя

Статью 264 УК изменили в 2019 году, значительно ужесточив наказание по ней, объясняют адвокаты. В частности, за ДТП с летальным исходом по вине пьяного водителя ввели более длительные тюремные сроки.

«Причинение тяжкого вреда здоровью в состоянии алкогольного опьянения до 2019 года подразумевало наказание до четырех лет лишения свободы, с 2019 — от трех до семи лет, нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее смерть человека, ранее наказывалось сроками от двух до семи лет лишения свободы, но с 2019 года — от пяти до 12 лет, — приводит пример в разговоре с РБК адвокат Леонид Абгаджава. — Нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшее смерть двух или более людей раньше предполагало наказание от четырех до девяти лет, но с 2019 года — от восьми до 15 лет»

Усиление квалификаций таких преступлений «тяжестью» повлекло более серьезные юридические последствия для фигурантов: увеличение срока давности, усложнение получения УДО, увеличение сроков заключения при сложении преступлений, если таковых несколько. Что касается актера Ефремова, то его приговор в 2020 году, который многие называли «жестким», — как раз результат изменения УК в 2019 году. Это подтверждается данными Судебного департамента при Верховном суде, статистику которого изучил РБК. Если обратить внимание на статистику приговоров к срокам от пяти до восьми лет включительно по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК (то есть взять условный «ефремовский» показатель), то в 2020 количество осужденных по сравнению с 2019 годом покажет увеличение в 7,9 раза, а в 2021 году — уже в 12,9 раза по сравнению с 2019 годом.

Фото: ГИБДД Нетрезвое вождение 3 января 2024 Через сколько выветривается алкоголь и когда можно за руль
Фото: РБК Нетрезвое вождение 7 ноября 2023 В ГИБДД рассказали, как получить деньги за сообщение о пьяном водителе

Так, в 2019 году по ч. 3 и ч. 4 ст. 264 УК к срокам от пяти до восьми лет в России были приговорены 36 человек, в 2020 году — 286 человек, в 2021 — 465 человек, в 2022 году — 551 человек, в 2023 году — 534 человека. В первом полугодии 2024 года такие сроки получили 256 человек, что всего на 30 приговоров больше показателя 2020 года, первого полного года действия статьи 264 УК после ужесточения наказаний.

Стало ли больше заключенных в колониях?

В ст. 264 УК шесть частей и девять пунктов, квалифицирующих обвинение, в том числе и состояние опьянения, и оставление места ДТП, и управление автомобилем после лишения прав, а также гибель участников аварий. Из статистики Судебного департамента за последние шесть лет, то есть с момента изменения законодательства в 2019 году, следует, что резкое снижение приговоров по ст. 264 УК произошло после ужесточения законодательства только раз — в 2020 году, когда приговорили Ефремова. Затем общее количество осужденных чуть увеличилось, как и количество «пьяных» преступников, и год от года почти не меняется.

Так, в 2019 году в России по ст. 264 УК было осуждено 9066 человек, из них в состоянии алкогольного опьянения — 2332; в 2020 году суды вынесли уже 7697 приговоров, из них 1846 — людям, совершившим ДТП в пьяном состоянии. В 2021-м всего осужденных по ст. 264 УК было 8074 человек, из них в состоянии алкогольного опьянения — 2092 человека; в 2022 общее количество осужденных по этой статье — 8370 человек, из них в состоянии алкогольного опьянения 2101. Показатели за 2023 год следующие: всего осужденных по ст. 264 УК — 8118 человек, из них в состоянии алкогольного опьянения — 2019 человек. В первом полугодии 2024 года (более поздней статистики Судебного департамента пока не опубликовано) осужденных по 264 УК — 4331, из них в состоянии алкогольного опьянения 940.

При этом, если взглянуть на статистику приговоров по количеству назначаемых лет, она показывает сначала существенное снижение, затем медленный рост и снова снижение. То есть определить, как повлияло ужесточение законодательства в 2019 году на качество нарушений ПДД пьяными водителями, невозможно.

Так, например, в 2019 году сроки менее одного года по ст. 264 УК получили 449 человек, а в 2020 — почти в половину меньше, 242 человека, в 2021 году — 200 человек, в 2022 году — 211 человек, в 2023 году — 132 человека, и в первом полугодии 45 человек. При этом в статистике приговоров от года до двух лет разница более очевидна: в 2019 году к таким срокам приговорены 1029 человек, а в 2020 уже 668, затем показатель чуть вырос в 2021 и 2022 годах — 670 и 692 человека соответственно, и в 2023 резко снизился до 474 человек. В первом полугодии 2024 года сроки от года до двух лет лишения свободы по ст. 264 УК получили 220 человек. Похожая тенденция сохранялась в период 2020–2024 года в части сроков от двух до трех и от трех до пяти лет лишения свободы. Однако в части более серьезных приговоров — назначения сроков от восьми до десяти лет лишения свободы по ст. 264 УК — статистика показала резкий рост после 2019 года, когда такой приговор получили семь человек. Так, в 2020 году подобные приговоры суды вынесли 33 раза, в 2021 — 76 раз, в 2022 — 80 раз, и в 2023 — 72 раза. В первом полугодии 2024 года сроки от восьми до десяти лет лишения свободы получили 36 человек.

В первой половине 2024 года по статье о пьяном вождении осуждено 20,268 человек, из них под действием алкоголя находились 19,435 человек
В первой половине 2024 года по статье о пьяном вождении осуждено 20,268 человек, из них под действием алкоголя находились 19,435 человек (Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press)

Адвокат Леонид Абгаджава тем не менее считает, что в колониях и СИЗО стало больше заключенных, отбывающих сроки за пьяное вождение. Это может быть связано с тем, что суды стали чаще назначать следственный изолятор в качестве меры пресечения и приговаривать к срокам более двух лет чаще, чем к наказанию сроком менее года. «Сугубо по личным ощущениям, после изменений УК в 2019 году люди, нарушающие ПДД и управляющие автомобилем в нетрезвом виде, стали гораздо чаще попадать в колонии и СИЗО, — говорит Абгаджава. — И они там стали «заметны», сложилась определенная группа. То есть, если отвлечься от статистики, то изменения 2019 года привели к тому, что таких людей больше стало в колониях. Но стало ли безопаснее на дорогах? Оценить этот фактор я не могу».

Данные Судебного департамента показывают тенденцию к снижению количества условно-досрочных освобождений ежегодно. Ведомство не приводит статистику УДО с разбивкой по статьям УК и публикует только общие числа, в которые включены УДО по приговорам к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной воинской части и принудительным работам (ч. 1 ст. 79 УК, п. 4 ст. 397 УПК). Так, в 2023 году суды поддержали ходатайств об УДО (28 027) в 1,6 раза меньше, чем в 2019 году (45 387). В 2020 году количество одобренных УДО составило 39 175, в 2021 — 29 759, в 2022 — 27 093. Тенденция к снижению может продолжиться и в 2024, так как в первом полугодии 2024 года суды одобрили 13 052 ходатайства.

Десятки тысяч человек ежегодно

В Уголовном Кодексе есть статья, содержащая в названии прямую формулировку о пьяном вождении транспорта (в отличие от ст. 264 УК) — «Управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость» ст. 264.1 УК. Данные Судебного департамента, связанные с применением этой нормы гораздо более впечатляющие и могут показать проблему пьянства в России за рулем наиболее полно. Впрочем, и здесь год от года можно заметить снижение приговоров.

Так, в 2019 году по статье об управлении транспортом в состоянии опьянения было осуждено 59 498 человек — это число включает общее количество людей, находившихся в состоянии алкогольного и/или наркотического воздействия в момент езды или ДТП. Из них исключительно под воздействием алкоголя находились 54 196 человек. Это значит, что еще 5 302 человека находились только под действием запрещенных веществ. В 2020 году количество осужденных по ст. 264.1 УК снизилось до 57 731 человек (из них в состоянии алкогольного опьянения — 52 194). В 2021 году показатель чуть вырос — до 58 418 человек (из них в состоянии алкогольного опьянения 54 201). Рост сохранился и в 2022 году — 55 602 человека были осуждены за вождение в нетрезвом виде (из них в состоянии алкогольного опьянения 50 531). В 2023 году произошло резкое снижение — 48 655 осужденных, из них под действием алкоголя — 43 927 человека. В первой половине 2024 года по статье о пьяном вождении осуждено 20 268 человек, из них под действием алкоголя находились 19 435 человек.

Адвокат Денис Кунаев напоминает, что ст. 264.1 была введена в УК в 2015 году и в 2022 году усилена конфискацией автомобиля, которым управлял нарушитель. «Однако в статистике положительное влияние такой законодательной активности отметить не получается, — говорит Кунаев. — Исходя из моей практики по такой категории дел, большинство водителей принимают решение сесть за руль в состоянии опьянения ситуативно. Крайне маловероятно, что в этот момент кто-то всерьез начинает гуглить санкцию — нарушители рассчитывают остаться незамеченными или откупиться. На это указывает и внушительное количество уголовных дел по статье 264.1 УК — люди, будучи лишенными права управления в обозримом прошлом, садятся за руль в состоянии опьянения и не думают о возможных проблемах в будущем»

При этом важно оценивать степень общественной опасности в каждом отдельно взятом случае, считает адвокат Леонид Абгаджава. Несмотря на объединяющий признак — совершение правонарушения — например, на сельской глухой дороге и в центре оживленного мегаполиса следует отдельно оценивать общественную опасность. И участвовать в этой оценке должны все: от инспекторов ДПС до следователей и судов. В пример адвокат приводит серию ДТП в Зеленограде в 2024 году: «Водитель в состоянии опьянения устроил ДТП — врезался в другую машину на светофоре, а когда приехали сотрудники ДПС, протаранил своей машиной их автомобиль. Было возбуждено уголовное дело, и суд удовлетворил ходатайство следствия — в качестве меры пресечения избрать запрет определенных действий [то есть оставить человека на свободе], а не домашний арест и не СИЗО. Примерно через полтора месяца в таком же неадекватном состоянии тот же обвиняемый сбивает насмерть человека».

Внушительное количество уголовных дел по статье 264.1 УК показывает, что люди, будучи лишенными права управления в обозримом прошлом, садятся за руль в состоянии опьянения и не думают о возможных проблемах в будущем
Внушительное количество уголовных дел по статье 264.1 УК показывает, что люди, будучи лишенными права управления в обозримом прошлом, садятся за руль в состоянии опьянения и не думают о возможных проблемах в будущем (Фото: Ilya Moskovets / Ura.ru / Global Look Press)

Парадоксальное снижение

Вывод о том, что россияне стали меньше пить за рулем, можно сделать из статистики Госавтоинспекции: ведомство открыто публикует данные по статьям Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), связанным с пьяным вождением. В частности, речь о статьях «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения» (12.8 КоАП) и «Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения» (12.26 КоАП). Ответственность по ним одинаковая — штраф 45 тыс. руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет либо административный арест до 15 суток.

Последнее ужесточение законодательства по этим статьям произошло 1 января этого года — штраф увеличили с 30 тыс. до 45 тыс. руб., в то время как предыдущее ужесточение состоялось еще в 2013 году. Тогда к лишению прав на срок от полутора до двух лет добавили обязательный штраф 30 тыс. руб. Адвокат Денис Кунаев напоминает, что «до осени 2004 года допускался только не слишком значительный штраф или лишение права управления на один год».

В отличие от уголовных статей, где количество осужденных измеряется десятками тысяч, в случае со статистикой ГИБДД счет ежегодно идет на сотни тысяч человек. Так, в 2020 году инспекторы выявили 14 007 835 нарушителей ПДД среди водителей. Из них в состоянии опьянения находились 294 057 человек, и из них только в алкогольном опьянении — 274 497 человек. При этом проходить освидетельствование отказались 170 224 человека. В 2021 году количество выявленных водителей-нарушителей увеличилось до 14 141 106 человек, из них в состоянии опьянения находились 291 128 человек, под воздействием только алкоголя — 272 369 человек. Отказались проходить медосвидетельствование — 171 526 человек. В 2022 году произошло резкое снижение — инспекторы выявили 12 825 937 водителей, нарушивших ПДД, из которых в опьянении находились 288 461 человек, и исключительно пьяными были 270 126 человек. Об отказе в освидетельствовании заявили 166 452 человека.

В 2023 году общее снижение нарушений продолжилось, однако в части пьянства за рулем был зафиксирован скачок вверх. Так, в 2023 году было выявлено 12 152 057 водителей-нарушителей, из которых 319 475 водителей оказались в состоянии опьянения, под воздействием алкоголя из них находились 302 359 человек. Отказались проходить экспертизу 158 688 человек. В 2024 году, впрочем, россияне взяли себя в руки. Из 11 824 066 нарушителей за рулем в состоянии опьянения находились, по данным ГИБДД, 236 664 человека, и только под воздействием алкоголя — 221 135 человек. При этом проходить освидетельствование отказались 147 060 человек.

Отметим, что если взглянуть на более ранние данные ГИБДД, например, за 2018 и 2019 годы, то можно увидеть, что общее количество водителей-правонарушителей ежегодно превышало 17 млн человек. При этом в 2018 году количество пойманных за рулем нетрезвых водителей составило 314 623 человека, а в 2019 году — 278 499 человек. Отказались от медосвидетельствования в 2018 и 2019 годах 184 940 человек и 169 012 человек соответственно.

Культура вождения

Отвечая на вопрос РБК, с чем может быть связана статистика снижения «пьяных» правонарушений за рулем, адвокат Денис Кунаев указывает на два обстоятельства. Во-первых, МВД показывает «качество своей работы, в том числе в области профилактики правонарушений». Однако «если отбросить игры со статистикой», ответ будет связан с сокращением численности личного состава и передачей функционала инспекторов дорожным камерам, которые «не способны устанавливать состояние опьянения», считает Кунаев. Он признается, что сомневается в статистике ГИБДД. «Обратите внимание, что в ковидный 2020 год произошло резкое снижение общего числа правонарушений — полгода основная масса водителей сидела дома, однако в разрезе «синих» статей соразмерного снижения нет. В последние годы я и мои коллеги отмечаем рост пропорции отказов от медицинского освидетельствования в сравнении с управлением в состоянии опьянения. Это объясняется в основном двумя факторами: лень инспекторов, так как отказ гораздо проще оформить, и затруднительность освидетельствования — не везде есть поверенный прибор и действующая медицинская лицензия».

В 2024 году, по данным ГИБДД, из 11 824 066 нарушителей за рулем в состоянии опьянения находились 236 664 человека, и только под воздействием алкоголя — 221 135 человек
В 2024 году, по данным ГИБДД, из 11 824 066 нарушителей за рулем в состоянии опьянения находились 236 664 человека, и только под воздействием алкоголя — 221 135 человек (Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»)

Так, по словам адвоката, инспекторы нередко стараются мотивировать водителя отказаться от освидетельствования, чтобы никто не терял времени. По словам Дениса Кунаева, эта практика наиболее распространена в регионах, так как там от места остановки до места «продувки» спецприбором нередко приходится ехать десятки километров. Другой географический признак, где адвокаты фиксируют подобные действия инспекторов, — города с широким распространением услуг каршеринга, так как при остановке и визуальном выявлении опьянения водителя начинаются сложности с техническим завершением аренды автомобиля. В статистику ГИБДД при этом не попадают данные о вынужденных отказах проходить медицинское освидетельствование.

При этом нельзя отрицать наличие проблемы небрежного вождения в принципе, считает Денис Кунаев. Он, впрочем, подчеркивает, что в провинции и в крупных городах эта проблема имеет разную природу.

«В Москве пьяный водитель садится за руль в расчете, что в массе машин шанс остановить именно его мизерный, но, например, в Тверской области велик соблазн проехать до соседней деревни пару километров — «если что — в поле сверну», — объясняет адвокат. — Как изменить такую порочную практику, представить сложно. С одной стороны, одними запретами и санкциями это отношение к правилам безопасности не исправить. Когда-то за рулем не пристегивался никто, это считалось дурным тоном. Но все изменилось — я до сих пор перед началом движения проверяю, пристегнулась ли моя мама, и почти всегда прошу пристегнуться. При этом мои дети делают это без лишних напоминаний. Дело в культурном коде, если так можно сказать, водителей и пассажиров разных поколений. По поводу региональной ситуации сказать не смогу, но часто замечаю пристегнутый лишь для видимости ремень, а то и вовсе без него — с «обманкой» в замке, чтобы машина «не ругалась».

Культура «пристегивания» в машине начала развиваться после внедрения в автомобили системы оповещения о непристегнутом ремне. С управлением в состоянии опьянения может быть похожая картина — изменить проблему кардинально, по мнению собеседника РБК, однажды помогут технологические решения.