branding imagebranding image
РБК АВТО
Шанхай-2025
Подписаться на Telegram-канал

Репортаж из Шанхая. Провал Volkswagen, 20К шагов и куриная лапа

Как прошел автосалон в Шанхае — 2025
Пока европейские автогиганты пытаются угнаться за локальными трендами, китайские компании задают новые стандарты. Редакция Autonews.ru побывала на мотор-шоу в Шанхае и своими глазами увидела, как КНР перекраивает рынок
Chery Tiggo 9L
Chery Tiggo 9L (Фото: Autonews)

Подъезжая на автобусе к выставочному центру, я увидел настоящий муравейник: журналисты снуют между павильонами, операторы бегут за ними с камерами наперевес. Гул толпы нарастает по мере приближения, сливаясь в сплошной шум, где уже невозможно разобрать отдельных слов. Кажется, здесь собралась половина Китая. Это первый пресс-день моторшоу.

Пропускной контроль, сканирование лица — и я внутри. Но ощущение предстоящего праздника быстро сходит на нет: по стендам расставлены машины, которые... я уже сто раз видел. Причем не на рендерах или шпионских фото — эти модели уже вовсю ездят по улицам. Зачем их привезли на автосалон? На этот вопрос мне не смогли ответить даже представители брендов.

Это вообще не значит, что выставка плоха. Настоящие сюрпризы оказались там, где я их не ждал, и в итоге мне просто не хотелось оттуда уходить. Но давайте обо всем подробнее.

Volkswagen ID. EVO Шанхай-2025 23 апреля 5 крутых «европейцев» на Auto Shanghai 2025. Они пока есть
GAC Honda GT Статьи 23 апреля 5 крутых «японцев» на Auto Shanghai 2025. С автопилотом и ИИ

Главным разочарованием выставки стали европейские автопроизводители. Я сознательно не знакомился с предварительными анонсами, рассчитывая на эффект неожиданности. Однако вместо действительно новых разработок европейские компании выбрали стратегию подражания китайским конкурентам.

Особенно показателен пример Volkswagen. Немецкий концерн представил три специально разработанные для Китая модели: седан ID.AURA и кроссоверы ID.EVO и ID.ERA. В них все сделано в угоду местным покупателям: современный дизайн в китайском стиле, гибридные и электрические силовые установки, огромные цифровые дисплеи и множество систем помощи водителю.

Volkswagen ID.AURA
Volkswagen ID.AURA (Фото: Autonews)

Да, эти автомобили созданы исключительно для китайского рынка. Да, компания пытается удержать свои позиции в критической ситуации. Но разве этого мы ожидали от Volkswagen? Я искренне надеялся увидеть преемников снятых с производства Arteon и Passat. Вместо этого нам показали три абсолютно безликие модели: убери фирменные эмблемы и не отличишь их от продукции десятков других марок.

Volkswagen ID. EVO
Volkswagen ID. EVO (Фото: Autocar)

И так думаю не только я. Многие европейские журналисты, прилетевшие в Шанхай, ходили вокруг машин с недоумевающим взглядом и пытались понять, что это и что вообще сделала компания.

Audi также оказалась в непростой ситуации. Их ответ — электромобиль E5 Sportback, который должен был стать новым словом в дизайне. С технической точки зрения все впечатляет: несколько вариантов силовых установок мощностью от 299 до 787 л.с., разгон до 100 км/ч за 3,4 секунды в топовой версии и запас хода до 770 км — да, это круто!

AUDI E5 Sportback
AUDI E5 Sportback (Фото: Autonews)

Но дизайн… Среди привычных узнаваемых линий Audi эта модель выглядит чужеродным элементом. Личный опыт: я буквально растерялся, сначала решив, что ошибся стендом. Лишь оглядевшись и увидев логотипы, понял — это действительно новая Audi, вызвавшая столько споров среди поклонников марки.

AUDI E5 Sportback
AUDI E5 Sportback (Фото: Autonews)

Автомобильная история знает примеры, когда спорные модели становились культовыми. Но в случае с E5 Sportback Audi предстоит серьезная работа по объяснению своей новой дизайн-философии. Возможно, компания сделала ставку на опережение трендов, но пока создается впечатление, что маркетологам придется приложить немало усилий, чтобы убедить покупателей в правильности выбора.

AUDI E5 Sportback
AUDI E5 Sportback (Фото: Autonews)

Единственные из европейцев, кто смог хоть немного исправить ситуацию, — это Porsche. На автосалон компания привезла лимитированный кабриолет 911 Spirit 70. По своей сути это обычный GTS-кабриолет в уникальном цвете с тканевым салоном и парой небольших косметических улучшений. Кажется, ничего особенного. Но подкупает другое. В отличие от других стендов, здесь свободно ходят настоящие инженеры и представители марки из Штутгарта, с горящими глазами рассказывающие о каждой особенности новинки.

Porsche 911 Spirit 70
Porsche 911 Spirit 70 (Фото: Autonews)

Кроме того, компания, пожалуй, единственная позаботилась о необычном визуальном оформлении стенда. Современные Cayenne и Panamera соседствуют здесь с легендарными моделями: 911 GT1, Porsche 911 Dakar и другими историческими машинами. Справедливости ради другие бренды тоже привезли по 1–2 автомобиля из прошлого.

Porsche 911 Spirit 70
Porsche 911 Spirit 70 (Фото: Autonews)

Но только у Porsche получился своеобразный музей, где можно проследить эволюцию спортивных моделей. Жаль только, что толпы журналистов и плотный график пресс-дней не дают как следует насладиться этой экспозицией: хочется рассмотреть каждый экспонат, а времени катастрофически не хватает.

Porsche 911 Spirit 70
Porsche 911 Spirit 70 (Фото: Autonews)

Кто чувствовал себя в Шанхае прекрасно, так это китайские автопроизводители. Например, Changan представил сразу несколько моделей, среди которых и гибридный кроссовер Qiyuan Q07 с общим запасом хода 1400 км, и аналогичный седан Qiyuan A06, и внедорожник повышенной проходимости Changan Deepal G318. Но если выбирать, исходя из критерия привлекательности, то с завидным отрывом лидирует электрический лифтбек Avatr 06.

Changan Qiyuan Q07
Changan Qiyuan Q07 (Фото: Autonews)

Настоящей звездой этого стенда стал электрический лифтбек Avatr 06 — плод совместной работы с технологическими гигантами Huawei и CATL. Что особенно приятно, он имеет все шансы появиться на российском рынке. К слову, в ближайший год Changan планирует выпустить на рынок еще 12 (!) автомобилей. А в течение следующих пяти лет в продаже появится свыше 45 (!) моделей.

Avatr 06
Avatr 06 (Фото: Autonews)

Еще один приятный сюрприз — Zeekr, дерзко замахнувшийся на святая святых: сегмент люксовых кроссоверов. Их новинка 9X открыто бросает вызов Rolls-Royce. Но давайте будем реалистами: те, кто может позволить себе «британца» (и хочет его), вряд ли променяют статусный Rolls-Royce на «китайца», даже самого технологичного. При цене топовой версии около $140 тыс. это выглядит скорее красивым жестом, чем реальной угрозой.

Zeekr 9X
Zeekr 9X (Фото: Autonews)

Покупатели Zeekr 001 и 007 вряд ли решатся на такую покупку. А традиционная клиентура Rolls-Royce продолжит выбирать британский бренд — не потому что он лучше, а потому что это — Rolls-Royce. Технологичность, динамика, современные решения — все это в данном сегменте пока вторично.

Однако есть и другая сторона медали. Возможно, появление 9X заставит британского производителя если не нервничать, то хотя бы обратить внимание на давние проблемы, на которые годами жалуются их клиенты. В конце концов, здоровая конкуренция еще никому не вредила.

Zeekr 9X
Zeekr 9X (Фото: Autonews)

Погуляв по автосалону еще пару часов, я почувствовал себя полностью вымотанным. Ноги гудели от усталости, спина ныла под тяжестью рюкзака, а телефон показывал безжалостные 20 тыс. шагов — весь день я провел на ногах без единого перерыва. В тот момент я принял единственно верное решение — закончить осмотр и вернуться завтра со свежими силами.

Ко многим интересным моделям прорваться так и не удалось — часть экспонатов какое-то время в первый день была открыта только для избранных гостей на закрытых презентациях. Стоять и ждать, когда тебя пустят поближе, не хотелось — времени и так было в обрез.

По дороге в отель я пытался осмыслить первые впечатления. Шанхайский автосалон — это настоящий мегаполис, где даже с картой легко потеряться среди бесконечных павильонов. Нужно быть готовым буквально протискиваться сквозь толпы блогеров, снимающих свои обзоры, и выстаивать очереди, чтобы просто посидеть в салоне понравившейся модели. Главный урок первого дня — обязательно изучать список премьер заранее, а не надеяться случайно наткнуться на что-то интересное.

На второй день я целенаправленно отправился к стендам китайских производителей. Контраст был разительным — здесь собралось куда больше посетителей, чем у европейских брендов. Особенно меня удивил концепт Chery Tiggo 9L, сильно отличающийся от привычных городских кроссоверов марки. Передо мной стояла настоящая помесь Tank 500 и Land Rover Defender — брутальная, мощная, с отлично проработанным дизайном.

Chery Tiggo 9L
Chery Tiggo 9L (Фото: Autonews)

Но больше всего смутила маркетинговая концепция. Для кого предлагается этот автомобиль? Трудно представить себе, назовем этот тип покупателя — серьезный мужчина, который выбрал бы позиционируемый как семейный кроссовер Chery Tiggo, несмотря на его агрессивный внешний вид.

Chery Tiggo 9L
Chery Tiggo 9L (Фото: Autonews)

Технические подробности пока держат в секрете — скорее всего, это будет гибридная версия. Зато салон впечатлил: цифровые панели, системы с искусственным интеллектом, даже «режим краба». Интерес публики был огромным — пробиться к машине оказалось непросто. Надеюсь, что эта модель доберется и до России, очень интересно посмотреть и опробовать ее в условиях нашего мегаполиса.

Продолжая осмотр, я наконец добрался до стенда Hongqi, который не успел посмотреть в первый день. Вау! Да тут представлена летающая машина (ладно, пока концепт) Tiannian 1. Не уверен, что мы увидим серийную версию, но выглядит круто!

Hongqi Tiannian 1
Hongqi Tiannian 1 (Фото: Cfoto / Keystone Press Agency / Global Look Press)

Да и идея крутая: в полет отправляется только капсула с пассажирами, а шасси остается на земле. Заряда хватает на 200 км полета. Представьте — это может быть летающее такси! Немного напоминает «Пятый элемент», да? Вот только… зачем тогда автомобильная платформа? Объяснить это на стенде мне так и не смогли. Зато первые испытания обещают уже до конца года. Остальные экспонаты Hongqi уже продаются в Китае. Хотя еще был новый внедорожник Hongqi Off-road. Но, как я понял, это пока еще далекий от финального воплощения макет.

На стенде MG представили квадратный кроссовер Cyber X. Не понимаю эту моду на угловатые формы, но поклонникам футуристичного дизайна наверняка понравится. Технических данных пока нет — вероятно, будет гибрид или электрокар. Зато фары красиво выезжают — сомнительное решение для холодных регионов (хотя «слепые» 323-е «мазды» были хитом по всей России), но выглядит эффектно.

MG Cyber X
MG Cyber X (Фото: Autonews)

Ora показала электрический универсал. Технически он будет аналогичен седану: либо 204 л.с. с передним приводом, либо 408 л.с. с полным. Дизайн — нечто среднее между «Жуком» и первой «Панамерой». В продаже с 2025 года.

Ora Lightning Cat
Ora Lightning Cat (Фото: AutoHome)

Пройдясь еще немного, я наконец-то смог сформулировать, что мне так не нравилось во многих показанных моделях, особенно бюджетного сегмента. Если уже упомянутый Chery Tiggo 9L может похвастаться ярким дизайном, то многие китайские бренды страдают отсутствием индивидуальности. Это стало особенно очевидно, когда я увидел на стенде Bestune кроссовер Yueyi 07. Оставим в стороне напрашивающиеся шутки о названии — сам дизайн напомнил вчерашний Q07, будто его привезли ради шутки.

Bestune Yueyi 07
Bestune Yueyi 07 (Фото: Bestune)

К обеду я осознал вторую роковую ошибку — забыл взять перекус. Толпы в пресс-день были огромными, а когда пустили всех желающих, стало совсем не протолкнуться. На территории было несколько кафе, но, гуляя по Шанхаю, я так насмотрелся на стритфуд, что побоялся ими воспользоваться: не хотелось получить жареную куриную лапу в хлебе.

После обеда решил посмотреть на «убийцу 911» от BYD (под маркой Denza). Увидеть что-то стоящее я не особо рассчитывал. Сколько машин претендовали на этот титул — и где все они теперь? Купе Z странным образом напоминает гибрид Lamborghini Aventador и Aston Martin DB12. Данных минимум: известно лишь, что электроустановка выдает 544 л.с., а первую сотню автомобиль набирает за 3,2 секунды. Просят за электрокар 300 тыс. юаней. Если доберется до нас, вероятно, будет стоить около 6 млн руб.

BYD Denza Z
BYD Denza Z (Фото: CarNewsChina)

Не мог пройти мимо еще одной премьеры BYD — удлиненной версии кроссовера Yangwang U8L — это точно «для шейхов». Почему? Да тут капот украшен 24-каратным золотом. Интересно, что будет, если оставить такую на ночь в промзоне.

BYD Yangwang U8L
BYD Yangwang U8L (Фото: AutoHome)

Последней машиной, которую я успел посмотреть перед отъездом, стал обновленный Voyah Free+. Под капотом все та же гибридная установка: 1,5-литровый двигатель-генератор и два электромотора суммарной мощностью 483 л.с. До сотни — 4,4 секунды, максималка — 210 км/ч. Для отечественного рынка приготовили и электрическую версию. Неплохой апгрейд для трехлетней модели. Но учитывая, как быстро сейчас развиваются китайские автопроизводители, этого может быть недостаточно. Особенно на фоне свежих новинок от тех же BYD или Geely.

Voyah Free+
Voyah Free+ (Фото: AutoHome)

Второй день автосалона подходил к концу, посетители постепенно расходились — значит, и мне пора собираться в аэропорт. Ну что же, картина складывается однозначная: европейские автопроизводители испытывают серьезные трудности с продажами, и только бюрократические барьеры пока сдерживают китайские бренды от полномасштабного захвата мирового рынка. При этом китайские автомобили уже ни в чем не уступают европейским — они становятся надежнее, комфортнее и технологичнее с каждым годом, хотя проблема узнаваемости дизайна многих моделей все еще сохраняется.

Теперь перед европейскими компаниями стоит непростая задача — как минимум удержать свои позиции, а как максимум — просто не обанкротиться под натиском китайской экспансии. Ну, а я буду ждать следующего года и моторшоу в Пекине. Теперь живых автосалонов немного, и да… они в Китае.